Государственные крестьяне
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ – особое сословие крепостной России, оформленное указами Петра I из остатков незакрепощенного земледельческого населения черносошных крестьян и половников Северного Поморья, сибирских пашенных крестьян, однодворцев, нерусских народностей Поволжья и Приуралья). В отличие от помещичьих и дворцовых «подданных», государственные крестьяне жили на казенных землях и, пользуясь отведенными наделами, платили казне феодальную ренту, подчинялись управлению государственных органов и считались лично свободными. По данным 1-й ревизии (1724), их насчитывалось в Европейской России и Сибири 1 049 287 душ мужского пола, т. е. 19% всего земледельческого населения страны, по 10-й ревизии (1858) - 9 345 342 души мужского пола, т. е. 45,2% земледельческого населения Европейской России. Сословие государственных крестьян увеличивалось за счет крестьян секуляризованных церковных владений и вновь присоединенных территорий (Прибалтики, Правобережной Украины, Белоруссии, Крыма, Закавказья), украинских казаков, бывших крепостных конфискованных польских имений и т. д.
Государственные крестьяне имели право пользоваться наделом в размере 8 десятин на душу в малоземельных губерниях и 15 десятин - в многоземельных. Фактически наделы были значительно меньше: к концу 30-х годов 19 века - до 5 десятин на душу в 30 губерниях и от 1 до 3 десятин - в 13 губерниях; в начале 40-х годов 325 тысяч душ мужского пола не имели надела. Основная масса государственных крестьян вносила в казну денежный оброк; на территории Прибалтики и губерний, присоединенных от Польши, казенные имения сдавались в аренду частным владельцам и государственные крестьяне отбывали преимущественно барщину; пашенные крестьяне Сибири сначала обрабатывали казенную пашню, затем вносили продуктовый оброк, а позже - денежную ренту. В 1-й половине 19 века оброк государственных крестьян колебался от 7 рублей 50 копеек до 10 рублей с души в год. По мере усиления эксплуатации удельных и помещичьих крестьян денежная рента государственных крестьян становилась относительно меньше, чем повинности других категорий крестьян. Кроме того, государственные крестьяне обязаны были вносить деньги на земские нужды и на мирские расходы; наряду с другими категориями крестьян платили подушную подать и отбывали натуральные повинности (дорожную, подводную, постойную и пр.). За исправное несение феодальной ренты отвечали круговой порукой. Фактическая эксплуатация государственных крестьян была значительно выше установленных норм, так как осложнялась произвольными поборами чиновников и переложением большей части натуральных повинностей на государственную деревню.
Развитие торговли и промышленности в 18 и 1-й половине 19 веков повлекло за собой расширение прав государственных крестьян: им было разрешено вести розничную и оптовую торговлю, открывать фабрики и заводы, владеть «ненаселенными» землями (т. е. без крепостных крестьян) и пр. Но одновременно, в связи с ростом помещичьего предпринимательства, дворянство систематически присваивало государственные земли и стремилось обратить свободных государственных крестьян в собственных крепостных (см. Генеральное межевание). Во 2-й половине 18 века правительство роздало дворянству миллионы десятин казенной земли и сотни тысяч государственных крестьян; в 1-й половине 19 века практиковалась массовая продажа государственных имений и передача их в удельное ведомство. Не удовлетворяясь легальными пожалованиями, многие дворяне требовали ликвидировать самое сословие государственных крестьян, передав казенные земли с их населением в частные руки. Помимо материальных мотивов, здесь проявлялось опасение со стороны дворянства, как бы система «государственного феодализма» не поколебала устои феодализма помещичьего: крепостные крестьяне, протестуя против усиливающейся эксплуатации, непрерывно требовали уравнять их с государственными крестьянами, т. е. предоставить им личную свободу.
В результате роста малоземелья и повышения феодальных повинностей в начале 19 века обнаружились прогрессирующее обеднение и недоимочность государственных крестьян. Все чаще повторялись массовые волнения государственной деревни, направленные против сокращения наделов, тяжести оброков, произвола арендаторов и чиновников. Вопрос об изменении управления государственными крестьянами вызвал многочисленные проекты как крепостнические, так и прогрессивно-буржуазные. Дворянское правительство долгое время занимало в этом вопросе колеблющуюся позицию. Обостряющийся кризис феодально-крепостнического строя заставил правительство Николая I приступить к реформе управления государственной деревней с определенной целью: не только поддержать государственные финансы, подняв производительные силы государственной деревни, но и приблизить помещичьих крепостных к положению «свободных сельских обывателей». В течение 1837-1841 годов под руководством генерала П. Д. Киселева было учреждено специальное министерство государственных имуществ, со сложной иерархией бюрократических органов (губернскими палатами, окружными начальниками и пр.). На созданную администрацию было возложено «попечительство» над государственными крестьянами через посредство традиционной сельской общины, замкнутой в рамки волостей и сельских обществ и опекаемой правительственными чиновниками. В программу нового министерства входило равномерное наделение крестьян землей, преобразование подушного оброка в форму поземельно-промысловой подати, основанные на точном учете крестьянских доходов, постепенная ликвидация арендной системы в западных имениях и перевод их крестьян на систему денежного оброка, упорядочение продовольственного дела, распространение агротехнических мероприятий, создание школьной сети, организация лечебных и ветеринарных пунктов, укрепление личных прав крестьян и т. д. Одновременно в 1839-1842 годы предполагалось регламентировать наделы и повинности помещичьих крепостных и частично подчинить их управлению Министерства государственных имуществ. Однако попытка «инвентаризировать» помещичьи имения вызвала резкий протест со стороны дворянства и закончилась полной неудачей.
Программа хозяйственного подъема государственной деревни также не могла быть осуществлена. Относительно прогрессивное значение имели такие меры, как ликвидация барщинных повинностей государственных крестьян в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, прекращение сдачи государственных имений в аренду частным владельцам и замена душевого оброка более равномерным земельно-промысловым сбором. Однако эти паллиативы не могли внести коренного изменения в положение государственных крестьян. Малоземелье не было ликвидировано. Количество недоимок не уменьшилось, а выросло еще более; агротехнические меры оказались недоступными для крестьянской массы; преподавание в деревенских школах, осуществляемое силами духовенства, было неудовлетворительно; врачебная и ветеринарная помощь оказывалась в ничтожных размерах, а главное - вся система управления на началах феодальной опеки сопровождалась чудовищными насилиями и поборами. Феодальное управление государственной деревней находилось в резком противоречии с экономическими процессами 40-50-х годов 19 века, препятствовало росту крестбянской торговли и промышленности, мешало развитию сельского хозяйства и сковывало стихийный рост производительных сил крестьянства. Результатом реформы был небывалый взрыв крестьянского движения, которое приняло особенно бурные формы в районах Северного Поморья, Приуралья и Поволжья, где государственные крестьяне жили крупными компактными массами. Непрерывные протесты против системы управления крепостнического государства наблюдались также в центральных и западных районах (см. «Картофельные бунты», «Холерные бунты» и др.). После окончания Крымской войны 1853-1856 годов обнаружилась явная тенденция к слиянию борьбы государственных крестьян с движением удельных и помещичьих крепостных. В свою очередь, дворянство, встревоженное планами правительства, с одной стороны, и нарастающим крестьянским движением - с другой, негодовало против реформы Киселева и требовало ликвидации системы «попечительства». В 1857 году Александр II, назначив новым министром реакционера М. H. Муравьева, одобрил проект контрреформы - приближения государственных крестьян к положению удельных крестьян.
Революционная ситуация 1859-1861 годов заставила правительство отменить крепостное право. При этом на бывших помещичьих и удельных крестьян были распространены личные права государственных крестьян и формы их «самоуправления», установленные законами 1838-1841 годов. Государственные крестьяне в 1866 году были подчинены общей системе сельского управления и признаны «крестьянами-собственниками», хотя продолжали платить оброчную подать. Права полной, собственности на землю государственные крестьяне получили по закону 1886 года об обязательном выкупе земельных наделов, причем размеры наделов государственных крестьян оказались больше, а выкупные платежи меньше, чем у помещичьих крестьян. Государственные крестьяне Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казенной земли, поскольку на них не были распространены законы 1866 и 1886 годов.
Н. М. Дружинин. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.
Литература:
Дружинин Н. M., Гос. крестьяне и реформа П. Д. Киселева, т. 1-2, М.-Л., 1946-58; Семевский В. И., Крестьяне в царствование Екатерины II, т. 1-2, СПБ, 1881-1901; Ходский Л. В., Земля и земледелец. Экономич. и статистич. исследование, т. 2, СПБ, 1891.