Паломничество в индуизме и джайнизме
ПАЛОМНИЧЕСТВО - путешествие к святым местам с целью поклонения известным святыням; древнейшие памятники индийской литературы — Веды и брахманы — не признают института паломничества; лишь в эпосе «Махабхарата» и пуранах появляются тексты, восхваляющие различные объекты паломничества. Отличительную особенность паломничества в Индии составляет практика ритуальных омовений в священных реках и водоемах, восходящая, возможно, к доарийской цивилизации долины Инда (III тысячелетие до н. э.). Маршрут паломничества вокруг почитаемого объекта (храма, священного города, реки, области, всего субконтинента) строится обычно в направлении «по ходу солнца», «слева направо» (прадакшина). Во многих местах паломничества (тиртхах) омовения, поминальные приношения предкам, дарения брахманам и другие обряды совершаются с годичной или большей периодичностью (например, раз в 6,12 лет), в определенные дни, и многотысячное скопление паломников сопровождается ярмаркой (мела). К числу древнейших (но посещаемых и доныне) тиртх относятся Хардвар, Праяга (Аллахабад) и Сагар на Ганге, Пушкар и гора Абу в Раджастхане (последняя стала со временем главным центром джайнского паломничества), Матхура на Ямуне, тиртхи на Курукшетре («поле Куру»), Гая в Бихаре, Каньякумари на крайнем юге. В средние века обрели популярность новые центры: храм Джаганнатха в Пури, Шрингери и Шрирангам на юге, Пандхарпур в Махараштре, неизмеримо вырос в значении священный город Варанаси (Каши, Бенарес) на Ганге. Паломничество поныне остается популярнейшей религиозной практикой в Индии, ежегодно в нем участвуют многие миллионы верующих.
Я. Васильков
Цитируется по изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996, с. 320.