Вайшешика

ВАЙШЕШИКА (от «вишеша», т. е. философия различий) — одна из ортодоксальных даршан, близко связанная с ньяей. В литературе школы древние «Вайшешика-сутры» имеют меньшее значение сравнительно с трудом Прашастапады (IV—V века) «Падартхадхармасанграха», т. е. «Компендиум атрибутов, свойственных обозначаемым словами предметам». В стиле мышления школы — тщательное выведение всех значимых следствий из сформулированных основоположений, последовательная системность, ведущая к почти полной замкнутости и завершенности, исчерпанности проблематики. Основная задача вайшешики — формулирование реалистической онтологии, опирающейся (в отличие от санкхьи) на повседневный опыт и исходящей из принципа дискретности, отсутствия непрерывного изменения. Реальное сущее у Прашастапады — шести видов: субстанции (вещности), их качества, движения, общее, особенное и внутренняя присущность. Последнее есть отношение таких двух реальностей, которые вне этого отношения не существуют: например, целое и части, вещь и ее свойство и пр. Однако эта присущность есть самостоятельная реальность, а не только наше понятие. Вещностей девять: четыре материальные первостихии (земля, вода, огонь, воздух/ветер), эфир (акаша), место и ориентация, время, самость (Атман), познавательный коммутатор (манас). Перечисляются 24 качества, в числе которых материальные (цвет, запах и пр.) и духовные (познание, добродетель и пр.). Исчислены все возможные соотношения качеств и вещей, которым они присущи. Общее и присущность не только познаются логически, умозаключением, но и бывают объектом прямого восприятия. После Прашастапады добавлено седьмое реально сущее: отсутствие в четырех вариантах: отсутствие вещи до ее появления и после ее разрушения, бытийный коррелят нетождества разных вещей и отсутствие вещи в некоем месте. Интересна феноменологическая теория познавательных актов. Истинное познание есть: 1) восприятие, 2) вывод на основании признака, 3) память и 4) провидческая интуиция; неверное познание есть:

        1) сомнение,

        2) ошибка,

        3) внутренний вопрос: «это что такое?» и

        4) сновидение.

        Детально разработана атомистическая теория материи. Йога и паранормальные способности школу не занимают. Помимо Прашастапады, значение имеют 4 комментария к его труду. В Вайшешике впервые в ортодоксальных даршанах введена последовательная теория силлогизма и признаков верного умозаключения, близко напоминающая буддийскую логическую теорию.

А. Парибок

Цитируется по изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996.

Понятие: