Аналитическая психология (Кондаков, 2007)

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от греч. analysis — расчленение, psyche — душа + logos — учение). Психологическое направление, разработанное К. Г. Юнгом как одно из течений неофрейдизма, которое создано в противовес классическому фрейдизму. Психика в рамках аналитической психологии трактуется менее детерминистически, чем в психоанализе, в частности значительную роль играют элементы теологии. Кроме того, меньшая роль отводится сексуальности и агрессии. К личному бессознательному, которое представлено забытым, вытесненным, не дошедшим до порога восприятия содержанием, с которым реально взаимодействовал индивид, добавляется коллективное бессознательное, которое представляет собой систему врожденных и латентных воспоминаний прошлого человеческого развития. В качестве единицы анализа психики К. Г. Юнг предложил понятие архетипа как врожденного образца поведения, соответствующего различным пластам психики человека: животного, общечеловеческого, родового, семейного и индивидуального. Энергетика архетипа обусловлена тем, что он является проявлением либидо, которое у К. Г. Юнга стало обозначать общую жизненную энергию. В соответствии с этим психотерапевтический анализ и толкование служат не столько актуализации воспоминаний личной жизни, сколько пробуждению творческой потенции коллективного бессознательного. Практика аналитической психологии основана на понятиях индивидуация, самость, символ, а также архетипах, таких как анима, анимус, рай, преисподняя, освободитель, дракон, море, герой. Психика есть общность всех сознательных и бессознательных содержаний. В центре сознания находится структура Я, которое защищается от внешних деструктивных воздействий при помощи маски (Persona). К «Я» подстраивается одна из двух интегральных установок (экстраверсия, направленная преимущественно на внешний мир, и интроверсия, направленная на внутренний, субъективный мир) и две из четырех функций (мышление, чувства, восприятия, интуиция). Изменение внутри сознания обусловлено либидо. В частности, у здорового индивида либидо гибко адаптируется к изменяюпщмся условиям окружающего мира, у невротика оно регрессивно. Центральным моментом жизни человека выступает индивидуация, очищение. После «инициации к внешней деятельности» в первой половине жизни начинается процесс «инициации к внутренним действиям». При этом сначала происходит встреча с Тенью — это часть личности, которая не была осознана и представляет собой личностное бессознательное (теневая сторона сознания). Во второй фазе происходит взаимодействие с коллективным бессознательным — основными надындивидуальными образцами человеческих переживаний, представленных в символической форме, запечатленных в мифах, снах. Цель индивидуации — в полной интеграции, в достижении самости, которая является синтезом божественного и индивидуального. Самость в алхимии выражается в мандале, которая представляет собой 7-, 8-, 10-, 12-лепестковый цветок (роза, лотос).

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 31.

Литература:

Jung С. G. Collected Works. N. Y.: Bollinger Series, Pantheon Books, 1953; Jung C. G. Gesamelte Werke. Bd. 1-17, Zurich, 1958-1976; Юнг К. Г. Аналитическая психология // История зарубежной психологии (30-60-е гг. XX в.). Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1986; Юнг КТ. Очерки по аналитической психологии. Минск: Харвеет, 2003.