Пророки библейские

ПРОРОКИ БИБЛЕЙСКИЕ - религиозно-политические проповедники в древнееврейских царствах Палестины (Израиль и Иудея) в 8-4 веках до н. э. Словом «наби» -«пророк» еще во 2 тысячелетии до н. э. обозначались прорицатели, в экстазе изрекавшие оракулы от имени бога (Моисей, Самуил, Илия, Елисей). С 8 века до н. э. пророки становятся также политическими ораторами и проповедниками. Их произведения (книги пророков) на политические, социальные и религиозно-этические темы в виде сборников речей и проповедей (в поэтической форме) входят в ветхозаветный канон Библии. По объему их книг пророков библейских условно делят на «больших»: Исайя - 2-я половина 8 века до н. э., Иеремия - конец 7 - начало 6 веков, Иезекииль - начало 6 века до н. э. и 12 «малых»: Осия (Хошеа), Амос, Михей (Миха) - 8 век до н. э., Иоиль - 8 или 6 века до н. э., Наум (Нахум) - 7 век до н. э., Авдий (Обадия), Аввакум (Хабаккук), Софония (Цефания), Аггей (Хаггай), Захария и Малахия (Малеахи) - 6-4 века до н. э., а также Иона (речи которого не сохранились; вместо них дается легендарное жизнеописание).

Иудаистический канон относит к книгам пророков также повествовательные и хроникальные книги Иисуса Навина, Судей, 4 книги Царств (2 книги Самуила и 2 книги Царей), в которых, помимо легендарного материала, содержатся сведения об исторических событиях 13-6 веков до н. э. Пророки библейские (Амос, Исайя, Михей, Иеремия), выступая в защиту обезземеливаемых общинников, страстно обличали богачей за их алчность, распутство, стремление к роскоши. Победу социальной справедливости пророки библейские видели в будущем мире, где воцарятся благоденствие и мир и «люди перекуют мечи на орала» (Исайя). Пророки библейские, в частности Иезекииль, поставили вопрос об индивидуальной ответственности человека за его поступки, освобождая от нее его сородичей.

Будучи сторонниками укрепления культа бога Яхве и выступая против местных культов, пророки библейские объективно защищали идеологию централизованной царской власти против децентрализаторских тенденций местной знати. Во время вавилонского пленения (586-539 годы до н. э.) Пророки библейские развивали учение о монотеизме и универсальности бога Яхве. При этом они любую власть рассматривали как действующую по воле Яхве, даже власть иноземных завоевателей Палестины.

Пророки библейские оказали большое влияние на последующее религиозно-политическое мышление (в средние века и новое время). Идеологи целого ряда народных движений средневековья, проповедуя идеи равенства людей, необходимости передела земли и борьбы с роскошью, ссылались на высказывания пророков библейских.

M. Л. Гельцер. Вильнюс.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968.

Литература:

Франк-Каменецкий И. Г., Пророк Иеремия и борьба партий в Иудее, в сб.: Религия и общество, Л., 1926, с. 60-82; его же, Пророки-чудотворцы. О местном происхождении мифа о Христе, Л., 1925; Хрестоматия по истории Древнего Востока, М., 1963, с. 291-302; Eissfeldt O., Einleitung in das Alte Testament..., 3 Aufl., Tübingen, 1964; Hoelscher G., Die Propheten, Lpz., 1914.

Понятие: