Школа Вюрцбургская

ШКОЛА ВЮРЦБУРГСКАЯ — группа исследователей во главе с немецким психологом О. Кюльпе, изучавших в начале XX века в Вюрцбургском университете (Бавария) высшие психические процессы (мышление, волю) посредством лабораторного эксперимента в сочетании с видоизмененным методом интроспекции.

Школа Вюрцбургская ввела в экспериментальную психологию как новый объект анализа выполнение заданий интеллектуального характера (изучение логических суждений, ответов на вопросы, требующие умственных усилий и пр.). Было выявлено, что мышление — это психический процесс, закономерности которого не сводятся ни к законам логики, ни к законам образования ассоциаций. Своеобразие мышления объяснялось тем, что ассоциации отбираются в соответствии с тенденциями, создаваемыми принятой испытуемым задачей. Организующая роль признавалась за предваряющей поиск решения установкой, которую одни представители школы считали «установкой сознания», другие — неосознаваемым актом (так как она скрыта от интроспекции).

В противовес общепринятым воззрениям, Школа Вюрцбургская пришла к выводу, что в сознании содержатся несенсорные компоненты — умственные действия и не зависящие от чувственных образов значения и смыслы. Поэтому специфику концепции Школы Вюрцбургской обычно усматривают в том, что она ввела понятие о безобразном мышлении (мышлении без образов). Процесс мышления трактовался как смена операций, иногда приобретающих аффективную напряженность — чувства уверенности, сомнения и пр.

Работы психологов Школы Вюрцбургской поставили ряд важных проблем, касающихся качественных различий между мышлением и другими познавательными процессами, вскрыли ограниченность ассоциативной концепции, ее неспособность объяснить избирательность и направленность актов сознания. Однако при этом мышление без образов — «чистое» мышление — противопоставлялось другим его формам, а зависимость мышления от речевой и практической деятельности игнорировалась. Важные позитивные результаты при исследовании проблем, поставленных школой, были получены гештальт-психологией, а также Выготским, Рубинштейном и их последователями.

Данные, полученные Школы Вюрцбургской, вызвали критику представителей других школ экспериментальной психологии, также пользовавшихся методом интроспекции, что привело к кризису интроспективного направления в целом.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Ростов н/Д. Феникс, 2009, с. 763-764.