Унитарии

УНИТАРИИ (от лат. unitas - единство) - 1) В широком смысле - то же, что антитринитарии. 2) В более узком смысле унитариями называют лишь антитринитариев-протестантов. Они составили, начиная с Реформации, левое рационалистическое крыло протестантизма. Не отрицая религию, унитарии отстаивали веротерпимость и духовную свободу, особенно в области религиозной догматики, стремились подчинить религиозную веру разуму (тем самым закладывая в 16 веке основу для буржуазного свободомыслия 17-18 веков), стояли за свободу научного исследования. В 16 веке унитариями были, например, гуманист М. Целлариус (1499-1564) - ученик И. Рейхлина, М. Сервет. Унитарии, будучи монотеистами, отрицали догмат Троицы (в котором видели рецидив языческого многобожия). Они отвергали также церковное учение о грехопадении, утверждая, что человек по своей природе добр и его нравственность зависит от среды и воспитания; отвергали таинства, в том числе признаваемые протестантами (крещение и причащение). Сам термин «унитарии» возник в начале 17 века и с 1638 года был принят ими самими. Унитарии преследовались как католиками, так и ортодоксальными протестантами. В 17 веке унитарии нашли убежище в Венгрии, Польше (разновидностью унитариев являлись социниане). Центр движения унитариев в 17 веке переместился в Англию, где главой унитариев стал Дж. Билл (1615-1662), исповедовавший социнианство. В 70-80-х годах 18 века общины унитариев в Великобритании возглавляли Т. Линдсей (1723-1808) в Лондоне и Дж. Пристли (1733-1804) в Бирмингеме. Однако и в этой стране унитарии подвергались преследованию, на них не был распространен «Акт о веротерпимости» (1689); закон о смертной казни унитариев был отменен в Великобритании лишь в 1813 году. Дж. Пристли, преследуемый фанатиками, был вынужден эмигрировать в США. С 1-й половине 19 века наиболее значительным становится движение унитариев в США (центры - Бостон, Гарвардский университет). Выдающимися представителями американского унитаризма были У. Чаннинг (1780-1842), Т. Паркер (1810-1860), Р. Эмерсон (1803-1882). Современные унитарии, в отличие от ортодоксальных протестантов, видят в культе не служение богу, а средство воспитания человека (верят в общественный и нравственный прогресс), уповают на спасение не через сверхъестественное искупление Христа, а через усовершенствование характера. В 60-х годах 20 века унитариев в Великобритании было около 25 тысяч, в США - около 100 тысяч.

A. H. Чанышев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Литература:

Gow H., The Unitarians, L., 1928; Scholefield H. В., Unitarianism - some past history and present meaning, Boston, 1950.