Джагиры и джагирдары (НИИ, 1961)

Джагиры и джагирдары. Большая часть земель находилась во владении феодалов, получавших их в виде пожалований — джагиров. Последние, как правило, были крупными земельными владениями, охватывавшими иногда целые области и округа, хотя были известны и такие джагиры, в пределы которых входили только одна или две деревни.

При Аурангзебе налоговые поступления с джагиров более чем в пять раз превосходили поступления с земель, находившихся в непосредственном распоряжении падишаха. Джагир — формально временное, ненаследственное, иногда пожизненное земельное пожалование, обусловленное государственной, чаще всего военной, службой — был основной формой феодального землевладения в могольской Индии. Владельцы этих пожалований — джагирдары, нередко правители пожалованных областей и округов, были, как правило, мусульманами, потомками прежних завоевателей Индии и переселенцев, проникавших в страну в основном через ее северо-западную границу с X—XI веков и вплоть до XVIII века. Так, военачальник и приближенный Мухаммад-шаха (1719—1748) Саадат-хан, прибывший ко двору могольского падишаха в самом начале XVIII века, говорил о себе: «Я получил от Мухаммад-шаха султанство, полновластие и величие сверх пределов и являюсь важнейшим из эмиров Индии» *.

Крупные джагирдары составляли богатейшую и самую влиятельную часть индийских феодалов, если не считать некоторых вассальных князей. Небольшая кучка джагирдаров была вершителем судеб государства. Однако могольские шахи принимали меры по ограничению влияния джагирдаров, в особенности крупнейших из них. Джагирдаров — правителей областей и округов часто смещали с занимаемых должностей и отнимали у них пожалованные прежде территории. Ходил даже анекдот о джагирдаре, который, отправляясь в свои владения, сел лицом к хвосту везшего его слона и на недоуменный вопрос свиты ответил, что так он скорее сумеет увидеть едущего следом из Дели преемника, которому в отмену прежнего пожалования уже, наверное, успели предоставить данный джагир.

Более того, считалось, что все богатства, накопленные джагирдаром при жизни, должны были после его смерти поступать в казну. Этот принцип правители пытались распространять также на владения и имущество земельных собственников — местных феодальных владетелей, поступавших к ним на службу.

В XVII веке в связи с ростом потребности в деньгах для оплаты наемных войск, необходимых для ведения захватнических войн и подавления мощных крестьянских движений и освободительных восстаний угнетенных народностей, Великие Моголы все шире стали прибегать к сдаче сбора земельного налога на откуп. Откупщиками земельного налога становились обычно наиболее богатые представители торгово-ростовщического капитала. Взяв на себя обязательство уплачивать государству фиксированную соглашением сумму денег, они затем устанавливали свои ставки земельного налога. Поскольку откупа бывали краткосрочными и могли быть переданы правительством другому лицу, предложившему более высокую сумму, откупщики старались брать с крестьян максимум возможного. Откупная система стала источником накопления денежного капитала в руках торгово-ростовщических каст (марвари, гуджаратских банья и др.).

Откупная система постепенно захватила и систему военных джагиров. Получение джагира превратилось в сделку между джагирдаром и финансовым ведомством. Получив джагир за крупную сумму залога, джагирдар почти бесконтрольно распоряжался в своих владениях.

Развитие товарно-денежных отношений в стране увеличивало стремление феодалов к повышению своих доходов. В этих целях джагирдары пытались подчинить себе сельскую общину путем захвата ее земель и крестьянских наделов; подчинить деятельность сельской администрации (некоторые представители которой, в частности старосты, нередко стали назначаться феодалом); они сосредоточивали также в своих руках контроль над ирригационной системой, облагали жителей деревни дополнительными поборами. Увеличение доходов, укрепление власти над крестьянами способствовали усилению экономических и политических позиций феодалов.

Джагирдар не ограничивался присвоением (с санкции государства) определенной доли ренты-налога с крестьян пожалованной ему территории. Как правило, он использовал принудительный труд крестьян на постройках, на охоте и т. д.; он облагал население своего джагира различными дополнительными поборами (абваб), которые хотя и считались незаконными, но были общеприняты. Так, некоторые из таких дополнительных поборов, например тамга (налог с торговли) и мир-бахри (пошлина на реках), «которые джагирдары каждой области и округа налагали в свою собственную пользу»  „ упоминаются Джахангнром в его мемуарах.

Подробный перечень абвабов, собиравшихся джагирдаром с торгово-ремесленного и земледельческого населения своего джагира, приводится в фирмане Аурангзеба . О реальной власти джагирдаров как полновластных феодалов-землевладельцев на пожалованных им территориях ярко свидетельствовал провал реформы Аурангзеба, запрещавшей джагирдарам сбор нескольких десятков поборов, часть которых взималась ими с земледельческого населения. Историограф времен Аурангзеба Хафи-хан, перечисляя некоторые из этих поборов, отмечал, что, несмотря на падишахский указ, абвабы, за исключением сбора, именуемого пандари и взимавшегося в столице и областных центрах, продолжали собирать джагирдары и другие землевладельцы. Причина их непослушания, по мнению Хафи-хана, заключалась в том, что» «в правление Аурангзеба ни в одной области государства не осталось страха наказания в сердцах джагирдаров, фаудждаров и заминдаров» . Укрепление экономических позиций джагирдаров, в особенности крупнейших из них, стало почвой усиления сепаратизма. Мятежи правителей областей, не желавших делиться своими доходами с падишахом, их заговоры против Моголов наполняют историю второй половины XVII— первой половины XVIII века. При отсутствии общеиндийского рынка « усилении процесса областной централизации сепаратистские устремления правителей-джагирдаров находили иногда поддержку среди различных слоев населения управляемых ими областей.

Крупные и влиятельные джагирдары и откупщики стремились превратить свои владения в наследственные. Превращение многих служебных держаний в наследственные владения нашло отражение в новом понятии «наследственный джагир». Как передает приближенный Шер-шаха хронист Хасан Али-хан, в 20-х годах XVI века, Ибрахим-шах Лоди после смерти одного из своих военачальников утвердил за его сыновьями «Фаридом (впоследствии Шер-шах. — Ред.) и Низамом его джагир на условии военной службы [хидмат-и фаудждари]», и братья направились в свой «джагир-и мауруси»   (наследственный джагир. — Ред.).

Примечания

* Мухаммед Казим, Тарих-и алам арайе Надири. Рукопись Ленинградского отделения Института народов Азии АН СССР, Д. 430, т. II, л. 215а.

Цитируется по изд.: Новая история Индии. Отв. ред. К.А. Антонова, Н.М. Гольдберг, А.М. Осипов. М., 1961, с. 16-18.

Понятие: