Заминдары в Бенгалии

Для выявления дальнейших возможностей налогового ограбления Бенгалии еще при Хейстингсе была назначена комиссия, которая должна была изучить характер земельно-податного строя страны до английского завоевания, определить размеры земельных владений и принятые в Бенгалии способы раскладки и взимания земельного налога. После отъезда Хейстингса комиссия фактически прекратила свою работу, а в 1793 году генерал-губернатор Ч. Корнуоллис отменил ее, введя неожиданно, вопреки советам высших чиновников Калькутты, свой закон о постоянном заминдари «Permanent Settlement» (в Бенаресе этот закон вступил в силу в 1797 году). В основных чертах этот закон проводил в жизнь идеи Фрэнсиса. По словам Корнуоллиса, его закон предусматривал «признание индийских заминдаров наследственными владельцами на вечные времена». Вместе с тем заминдары должны были вносить в казну 9/10 того земельного налога, который был ими собран в 1790 году, причем эта сумма, уплачиваемая в казну, тоже фиксировалась «на вечные времена», вне зависимости от действительно взимаемой ренты. В случае недоимки заминдарские владения могли быть проданы с молотка. Введением этого закона Корнуоллис стремился обеспечить на ближайшие годы высокие налоговые поступления в казну, а также создать классовую опору колониальному режиму среди местного населения, отказавшись в пользу заминдаров от доходов, связанных с ожидаемым развитием земледелия и ростом номинальной суммы ренты. По предположению Корнуоллиса, при фиксированных навечно платежах, вносимых в казну, заминдар, поскольку в его карман будет идти весь доход, превышающий заранее установленную сумму, будет вкладывать капитал в землю и превратится, таким образом, в подобие английского лендлорда. Однако на деле закон ликвидировал феодальные крестьянские права на землю, закрепив ее как частную собственность заминдаров, имевшую в условиях присвоения верховным собственником земли — колониальными властями — большей части ренты только юридически некоторые черты буржуазной собственности.

По словам одного официального отчета, «отождествляя земельный налог с самой землей, этот закон теперь дает праву обора земельного налога название «имения»... и этим странным словоупотреблением превращает наследственного держателя этого права в «действительного собственника» всей земли в пределах его заминдарства» 1. Согласно разъяснению 1793 г. при продаже имения заминдара за недоимки, «все существующие соглашения между заминдаром и земледельцами считаются расторгнутыми со дня продажи, и покупатель волен заключать новые соглашения» 2. Под «соглашение между заминдаром и земледельцами» английские власти подводили местные обычаи, которыми регулировался размер ренты, взимаемой с различных групп крестьянства. Позднее, в 1812 г., постановление № 18 ввело и узаконило «право заминдаров сдавать землю в аренду на любой период... и за любую ренту, какую они сочтут соответствую-щей своим интересам» 3. По словам Маркса, «...Корнуоллис и Питт осуществили искусственную экспроприацию бенгальских земледельцев» 4. Даже сами английские колонизаторы признавали введение постоянного землеустройства «самой обширной конфискацией, которая когда-либо была проведена в какой-нибудь стране» 5.

Корнуоллис и другие колонизаторы, вводя земельную собственность заминдарон, надеялись из этих помещиков создать себе опору в Индии.

Новая налоговая система, однако, вводилась в первую очередь в интересах не заминдаров, а колониальных властей, которые не желали поступиться доходами от эксплуатации крестьян. Поэтому в первое время заминдар вынужден был отдавать 90% ренты верховному земельному собственнику (т. е. колониальным властям). По закону Корнуоллиса сохранение за бенгальскими заминдарами феодальной власти над непосредственными производителями, а также наличие большого и все увеличивавшегося количества бедняков, не находящих для существования иных возможностей, кроме земледелия, создали условия, способствующие консервации худших форм феодальной эксплуатации крестьян земельными собственниками. Закон Корнуоллиса полностью ликвидировал существовавшие ранее владельческие права крестьян на землю, объявив владельцем земли заминдара, а Ост-индскую компанию — ее верховным собственником. Пользуясь, таким положением, заминдар мог отбирать весь прибавочный труд земледельца и извлекать ренту из любого улучшения в мелком крестьянском хозяйстве. Поскольку подавляющая масса ренты составляла земельный налог, заминдары стали важным звеном в колониальной эксплуатации 'бенгальского, крестьянства.

Нередко заминдары продавали право сбора арендной платы субарендаторам, которые в свою очередь перепродавали его за большую сумму. Широко известен пример раджи Бурдвана, самого крупного заминдара Бенгалии, сдавшего свои владения арендаторам, пересдавшим его субарендаторам, которые в свою очередь сдали их новым субарендаторам, а уж те — крестьянам. Так образовалась длинная цепочка субарендаторов, причем их права закреплялись за ними по наследству. Земледельцы потеряли свои, бесспорные при Могольской империи, владельческие права на обрабатываемую ими землю. Даже английские чиновники вынуждены были признать, что «земледелец, из которого надлежало все это выжать, единственный, чьи подати ограничивались деспотическими владыками, предшествовавшими нам в управлении Индией, является в настоящее время единственным лицом, размер платежей которого британское правительство оставило неопределенным в областях системы постоянного заминдари» 6. Закон Корнуоллиса дал заминдарам даже «право без суда и следствия описывать имущество и подвергать аресту самого земледельца, не оставляя последнему никаких других мер защиты от незаконных и несправедливых описей и ареста, кроме длительной волокиты судебной тяжбы»  7.

Средства, полученные от феодальной эксплуатации крестьян, индийские заминдары расходовали обычным для феодалов образом, т. е. растрачивая их на непроизводительные затеи. Английские чиновники сообщали в начале XIX в.: «Доход заминдара идет на содержание бездельников и при-хлебателей: на слуг и стражников, певиц и танцовщиц, на многолюдные обеды окрестным заминдарам и угощения брахманам — все на потребление, ничто не идет на нужды производства... Едва ли имеется хоть одна деревня, в которой заминдар или откупщик тратит деньги на усовершенствования. Наоборот, водоемы и колодцы находятся в состоянии постепенного разрушения, так как нет заботы о приведении их в порядок. Там же, где райяты затрачивают взятые в долг деньги в надежде, что усовершенствования повысят производительность их земли, там с них немедленно взимают дополнительную арендную плату» 8.

Однако при крайней нищете крестьян заминдарам не всегда удавалось собирать с них достаточные суммы, чтобы покрыть фиксированный земельный налог. В результате принудительная продажа с аукциона заминдарских имений за невзнос налогов стала массовым явлением. Покупали эти земли по дешевке индийцы — агенты Ост-Индской компании, судейские чиновники, влиятельные ростовщики. Создался новый слой заминдаров, живших в городах, эксплуатировавших крестьян старыми, феодальными методами и видевших: в заминдарстве лишь столь же выгодный способ вложения капитала, как и в ростовщичестве.

В «Хронологических выписках по истории Индии» К. Маркс записал: «Последствия этого "землеустройства": ближайший результат этого грабежа „общинной и частной собственности" крестьян: целый ряд восстаний крестьян против октроированных {навязанных им) "лэндлордов"; в неко-торых местах изгнание земиндаров, а вместо них собственником выступает Ост-Индская компания; в других местах — обнищание земиндаров и принудительная или добровольная продажа их имений для уплаты налоговых недоимок и частных долгов. Поэтому большая часть земельных владений провинции перешла в руки нескольких городских капиталистов, имевших свободные капиталы и охотно помещавших их в землю» 9.

В одной из своих работ Маркс называл систему постоянного земельно-налогового устройства пародией на английский лендлордизм и добавлял: «Но что за курьезное подобие английского лендлорда представлял собой этот заминдар, получающий только одну десятую долю дохода, а остальные девять десятых отдающий правительству... Первоначальный класс заминдаров, несмотря на то, что он беспощадно и бесконтрольно грабил бесправную массу бывших наследственных владельцев земли, вскоре сошел со сцены под гнетом) Компании, и его место заняли торговые спекулянты, которым принадлежат теперь все земли в Бенгалии, за исключением владений, перешедших в непосредственное ведение правительства... возникла законченная иерархия посредников, которая всей своей тяжестью давит на несчастного земледельца» 10. По существу все бенгальское крестьянство превратилось в бесправных арендаторов.

Введением постоянного заминдари английские колонизаторы юридически оформили тот процесс хозяйственных изменений, который начался в связи с завоеванием Бенгалии англичанами. Английские завоеватели лишили политической власти господствовавший класс феодалов и стали приспособлять социально-экономический строй феодальной Индии к потребностям капиталистической метрополии.

Введение постоянного заминдари сильно ухудшило положение бенгальского крестьянства. Вместе с тем принудительная распродажа заминдарских имений за недоимки, принявшая к началу XIX века массовый характер (к 1815 году от 1/3 до 1/2 всех заминдарских имений были принудительно проданы за недоимки), привела к появлению большой прослойки лишенных своих земель старых заминдаров. Недовольные политикой колониальных властей, они нередко поднимали восстания и возглавляли крестьянские выступления. В таких случаях восставшие крестьяне пользовались поддержкой всей округи, и движение принимало ярко выраженный национально-освободительный характер.

Так, в 1795 году панчетский заминдар совместно с крестьянами воспрепятствовал водворению в Панчете нового владельца, купившего его имение на принудительной распродаже. Три года вооруженного сопротивления заставили правительство отменить продажу и восстановить прежнего заминдара.

В 1798 году Дурджан Сингх — заминдар Райпура, лишенный своего имения, тоже стал во главе восставших крестьян и не допустил вступления нового заминдара во владение имением. Полторы тысячи крестьян захватили город Райпур, сожгли полицейский участок и строения на близлежащем базаре. Синайскому отряду удалось через некоторое время взять в плен Дурджан Сингха. Его осудили, но вынуждены были оправдать, так как никто из местного населения не желал давать показания против него. Отряды Дурджан Сингха приняли участие в большом восстании в Миднапуре в 1799—1800 годы.

Непосредственным поводом к восстанию в Миднапуре послужило обложение налогом земель «пайкан», ранее необлагавшихся и принадлежавших крестьянам-владельцам, несшим вооруженную службу в отрядах заминдаров. Восставшим крестьянам оказали поддержку многие заминдары, лишившиеся своих владений или находившиеся под угрозой их потери. Восставшие захватили несколько местечек и деревень и грозили ворваться в центр дистрикта — город Миднапур. Только через два месяца сильным воинским подкреплениям удалось отогнать крестьянские отряды от города. За поддержку восстания несколько заминдаров были арестованы. Однако на следующий год, после сева, ряды восставших пополнились влившимися в них крестьянами. Штаб восставших укрепился в горной крепости Дулма, и сипайские войска были бессильны против участившихся набегов. Колониальные власти отменили постановление об обложении земель «пайкан», дали заминдарам право поддерживать порядок с помощью своих отрядов и приостановили принудительную продажу имений за недоимки.

Подобных выступлений в Бенгальском президентстве было немало. Так, например, в Баласоре в 1799 году крестьяне под руководством прежнего заминдара разбили небольшой сипайский отряд и сожгли все документы в налоговом участке.

Несколько иной характер носило восстание 1799 года в Силхете. Это восстание возглавил некий Имам Махадри, который собрал под свои знамена 1200 приверженцев, призывая их к вооруженному восстанию и восстановлению власти мусульман в Индии. Восставшие были, однако, рассеяны сипаями после двух столкновений.

Таким образом, введение постоянного заминдари вызвало решительное сопротивление крестьянства, во главе которого порой становились заминдары, лишившиеся имений и недовольные английской земельной политикой. Однако эти восстания носили локальный характер, не были связаны между собой и обычно возникали стихийно. Кроме того, выступления обычно затихали на время сельскохозяйственных работ, и колониальные власти имели тогда возможность подготовиться и перебросить воинские части в неспокойные местности, что приводило к сравнительно быстрому подавлению англичанами крестьянского сопротивления.

Примечания

1. «Affairs of the East India Company, Minutes of evidence taken before the Select committee...», vol. III. Revenue, London, 1832. Appendix, p. 14.

2. Ibid., р. 17.

3. Ibid., р. 15.

4. К. Маркс, Хронологические выписки по истории Индии (664— 1858 гг.). М„ 1947, стр. 98.

5. «Affairs of the East India Company...», p. 101.

6. Ibid., pp. 16—17.

7. Ibid., p. 33.

8. Ibid., p. 116.

9. К. Маркс, Хронологические выписки по истории Индии (664— 1858 гг.), стр. 99—100.

10. К. Маркс, Военный вопрос.— Парламентские дела. — Индия,— К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 9, изд. 2, стр. 221.

Цитируется по изд.: Новая история Индии. Отв. ред. К.А. Антонова, Н.М. Гольдберг, А.М. Осипов. М., 1961, с. 122-128.

Понятие: