Раджпуты (Таммита-Дельгода, 2007)

В истории Северной и Центральной Индии в течение этого периода преобладает имя династии Раджпутов, означающее «Сыновья царей». Они, как считалось, происходили от гуннов, которые обосновались в Индии в V и VI веках и быстро ассимилировались в индийском обществе, сформировав ряд воинских кланов, объявивших себя потомками солнца, луны и огня. Эти кланы постепенно набирали силу в течение IX и X столетий и в конце концов образовали большинство правящих династий севера. Главными среди них были Чаханы, Чалукьи, Пратихары и Парамары; все они причисляли себя к «Агникуле», роду огня. Почти на всем протяжении XI и XII столетий эти кланы непрерывно сражались друг с другом за господство. Как и в средневековой Европе, война стала частью образа жизни, и за раджпутами навеки закрепилась слава доблестных героических воинов с благо-родными идеалами. Как бы там ни было, они стали рыцарями средневековой Индии и их подвигам посвящено множество индийских легенд и баллад.

Самой прославленной и романтичной фигурой из них был Притхвирадж III, последний царь Чаханов, самой могущественной династии Раджпутов, утвердившихся в провинциях вокруг Дели. Его деяния увековечены в длинной эпической поэме «Притхвираджасо», где рассказывается романтичная история о том, как Притхвирадж влюбился в дочь своего злейшего врага, царя Канауджа, и завоевал ее, несмотря на жестокое противодействие ее отца. Когда пришло время церемонии выбора невестой жениха, все претенденты на ее руку собрались во дворце Канауджа. Притхвирадж, однако, не был приглашен; вместо этого, с целью нанести ему оскорбление, была изготовлена его статуя в обличье привратника и поставлена у входа во дворец. Но принцесса уже сделала свой выбор: она направилась прямо к статуе и украсила ее гирляндой, а тем временем Притхвирадж, который залег в укрытии неподалеку, вскочил вместе с нею на коня и увез девушку к себе в столицу.

Несмотря на упадок науки, под покровительством Раджпутов процветали искусство и литература. Поистине средневековье было для Индии великой эпохой строительства храмов: великолепные примеры тому можно найти по всей Северной и Южной Индии. Самый знаменитый из них — храмовый комплекс Каджурахо в Центральной Индии, который был возведен между 950 и 1050 годами. К сегодняшнему дню из более чем 80 храмов сохранились меньше 20; многие из них богато украшены выразительными эротическими скульптурами; эти храмы стоят в ряду величайших памятников искусства индуизма средневековья.

Самый большой и прекрасный из них — храм Кандарийя Махадео, посвященный Шиве. Почти каждый ярд его стен испещрен резными каменными фигурами, представляющими собой любовные пары, сплетенные в самых причудливых позах. На западе, на вершине горы Абу на юго-западе Раджастана, стоят «светящиеся» мраморные храмы джайнов. Снаружи они, как правило, выглядят непримечательно, но вид изнутри буквально захватывает дух: мрамор словно светится и украшен тончайшей и бесконечно сложной резьбой, интерьер каждого храма выполнен столь искусно, что производит впечатление изысканной статуэтки из слоновой кости; гладкий только пол.

На востоке, почти на противоположной стороне Индии, в Бхубанешваре, Пури и Конараке находятся храмы Ориссы. Хотя у них много общих черт, типичных для северо-индийского стиля, таких как внушительные башни в форме улья, наиболее потрясающее впечатление производит храм солнца в Конараке (1238-1264 годы). Весь храм задуман в форме гигантской каменной колесницы, на которой восседает бог солнца Сурья на своем пути по небесному своду.

Цитируется по изд.: С. Таммита-Дельгода. Индия. История страны. М., 2007, с. 124-126.

Понятие: