Мануфактура

МАНУФАКТУРА (позднелат. manufactura - ручное производство, от латинского manus - рука и facio - делаю, изготовляю) - одна из ранних форм капиталистической организации промышленности, при которой сохраняется ремесленная техника, но производство основано на кооперации и техническом разделении труда в отдельных капиталистических предприятиях, среди рабочих, занятых и эксплуатируемых одним индивидуальным капиталом. Мануфактура непосредственно предшествовала фабрике. В 16-18 веках термин «мануфактура» означал, как правило, не форму промышленной организации, а обрабатывающую промышленность вообще. Понятие о мануфактуре как об определенном историко-экономическом явлении, а также сам термин в его конкретном значении введены в науку К. Марксом. Мануфактура означала значительный шаг вперед в развитии производительности труда, в концентрации средств производства капиталом. По сравнению с самостоятельным ремеслом и простой капиталистической кооперацией производительность труда в мануфактуре повышалась благодаря систематическому разделению труда: «На базисе ручного производства иного прогресса техники, кроме как в форме разделения труда, и быть не могло» (Ленин В. И., Соч., т. 3, с. 375). Разделение труда обеспечивало повышенную производительность за счет: 1) виртуозной специализации «частичных» рабочих (постоянно выполнявших однотипные несложные операции); 2) растущей вследствие этого интенсивности труда; 3) дифференцирования и увеличения рабочих инструментов, что в свою очередь подготовляло переход к машинной технике. Разделение труда в мануфактуре создавалось или путем объединения ремесленников, занятых в разнообразных ремеслах, или путем объединения ремесленников, выполнявших одну и ту же или однородную работу, - с последовавшим затем (в мануфактуре) разделением труда между ними. По своей внутренней технологической структуре мануфактура разделялась на гетерогенную, в которой готовый продукт получался в результате механического соединения самостоятельных частичных продуктов (например, часовая мануфактура), и органическую мануфактуру, в которой продукт изготовлялся путем последовательного ряда связанных между собой процессов (например, мануфактура иголок). Нередко мануфактура соединяла в себе обе эти формы (комбинированная мануфактура).

Исторически мануфактура была подготовлена общественным разделением труда, развитием мелкотоварного производства, дифференциацией ремесел, начавшимся процессом так называемого первоначального накопления. Ранние формы капитала - ссудно-ростовщический и особенно торговый - играли важную роль в мануфактуре, так же как и в генезисе капитализма вообще. Маркс различает следующие пути перехода к капиталистическим отношениям в промышленности, в том числе, следовательно, и к мануфактуре. Один путь состоял в том, что купец непосредственно подчинял себе производство мелкотоварных производителей. Этот путь «...сам по себе не ведёт к перевороту в старом способе производства, который скорее консервируется и удерживается при этом как необходимое для него самого предварительное условие» («Капитал», т. 3, 1955, с. 346). Подлинно революционизирующим был другой путь - превращение самого производителя-промышленника в купца и капиталиста.

В исторической действительности мануфактура существовала в формах рассеянной, смешанной и централизованной. В рассеянной мануфактуре предприниматель-собственник капитала (первоначально чаще всего торговец-скупщик) занимался покупкой и продажей продукта самостоятельных ремесленников, а затем и снабжением их сырьем, орудиями производства. Отрезав мелкого производителя от рынка готовых изделий и от рынка сырья, он подчинял себе постепенно производство самостоятельных ремесленников, низводил их до положения наемных рабочих, получавших заработную плату, но продолжавших, однако, трудиться в своих домашних мастерских. Торговый капитал скупщика переходил в подобном случае в промышленный капитал. В дальнейшем эксплуатация наемных рабочих-надомников, занятых разнородными производственными операциями и объединенных одним и тем же капиталом, создавала на одном поле труда рассеянный в пространстве, но фактически единый промышленный механизм под руководством индивидуального капитала. Однако чаще всего предприниматель выделял некоторые детальные операции (нередко это были завершающие операции по изготовлению данного вида изделий) и сосредоточивал их исполнение в своей мастерской. Таким образом создавалась мануфактура смешанного типа, сочетавшая централизованную мастерскую с эксплуатацией домашних рабочих прилегавшей к ней округи. Подобные мануфактуры были весьма распространены и возникали, как правило, на базе домашнего кустарного промысла в деревнях, а также в городах, причем быстрее - на основе внецехового ремесла, медленнее - в результате разложения городской цеховой организации. Вследствие распространенности в мануфактуре. 16-18 веках капиталистические работы на дому буржуазные историки-экономисты называют господствующую форму промышленности этой эпохи ограничительно «домашней системой», «комиссионной системой», «системой раздачи» и т. д., не делая различия между любой формой работы на дому и мануфактуру. Экономически наиболее развитой являлась централизованная мануфактура, которая объединяла наемных рабочих (экспроприированных деревенских кустарей, разорившихся ремесленников в городах, обедневших цеховых мастеров и др.) под одной кровлей. Централизованные мануфактуры нередко насаждались правительственной политикой абсолютизма. В буржуазной литературе весьма распространено отождествление централизованной мануфактуры с фабрикой.

Рабочие мануфактуры не сформировались еще в особый класс. Их состав характеризовался крайней неоднородностью (различная степень зависимости от капитала, различные условия труда в централизованной и рассеянной мануфактуре и т. д.). Мануфактурные рабочие чаще всего были разобщены в производстве, будучи разбросанными по отдельным мастерским; порой они сохраняли еще связь с собственностью (мастерская, земельный участок и др.). Мануфактура развивала иерархию рабочих, которой соответствовала шкала заработных плат, и впервые создала категорию необученных рабочих. Мануфактура в широких масштабах приучала рабочих к дисциплине наемного труда, уродливо культивировала в них только одностороннюю сноровку («частичные», «детальные» рабочие), искусственно подавляла творческие наклонности, производственные дарования и способности. Однако капитал на этой ранней стадии не был способен полностью подчинить себе наемного рабочего, как это происходит при фабричном производстве; эксплуатация женщин и детей хотя и была распространена, однако по сравнению с фабрикой еще незначительна; сохранялся институт ученичества (хотя и в форме, измененной по сравнению с цеховым); в течение всего мануфактурного периода предприниматели жаловались на недисциплинированность рабочих. Капитал в эмбриональном состоянии «...своё право всасывать достаточное количество прибавочного труда обеспечивает пока не одной лишь силой экономических отношений, но и содействием государственной власти...» (там же, т. 1, 1955, с. 276). Отсюда - законы об удлинении рабочего дня и принудительном установлении заработной платы в период мануфактурного капитализма, издававшиеся государственной властью. Элементы внеэкономического принуждения выражались также иногда в принудительном прикреплении рабочего к определенному капиталисту (например, рабочих крупных привилегированных мануфактур во Франции, Пруссии).

Ранние формы Мануфактура спорадически встречаются в 14-15 веках обычно в торговых центрах, связанных с крупным производством на вывоз для внешнего рынка. Таковы мануфактуры в некоторых городах Италии, Фландрии, Брабанта и др. Ведущую роль в них играл, как правило, торговый и ссудно-ростовщический капитал, и подчинение труда капиталу в основном носило еще формальный характер.

Ранние мануфактуры часто еще были связаны с феодально-корпоративным цеховым строем, надстраивались над ним. Зависевшие от временной выгодно сложившейся внешнеторговой конъюнктуры, эти ранние мануфактуры не всегда были прочным и устойчивым явлением экономической жизни; за упадком внешней торговли следовало часто захирение их производства. Вне этих крупных торговых центров мануфактура «...сперва обосновывается не в городах, но на селе, в деревнях, где не существовало цехов...» (Маркс К., Формы, предшествующие капиталистическому производству, 1940, с. 48-49). Таковы, например, шерстоткацкие мануфактуры в деревнях Фландрии 14 века. Создавались ранние мануфактуры и в городах - в тех отраслях, где не существовало цеховых корпораций (например, в нидерландских городах в таких новых отраслях промышленности, как льняная и др.).

Ведущей формой промышленности в экономически передовых странах мануфактура становится в 16-18 веках, придя на смену феодально-организованному ремеслу средневековых цехов. Некоторые буржуазные историки (Э. Липсон, Г. Гамильтон, Дж. Неф и др.) преувеличивают степень развития капитализма на его мануфактурной стадии, выдвигают положение о сосуществовании мануфактур и фабричной системы в 16-18 веках, о появлении фабрик даже в 14 веке, в частности в промышленности Англии.

В Англии 16-18 веках процесс зарождения и развития мануфактур протекал в классических формах и именно поэтому послужил Марксу материалом для теоретических обобщений. Мануфактуры вырастали здесь в атмосфере успешного складывания капиталистических отношений во всех сферах экономики и сами являлись показателем общего роста капитализма. Английские мануфактуры создавались на базе прежде всего внутреннего рынка. Накануне английской буржуазной революции 17 века мануфактуры уже широко распространились по стране и встречались даже в экономически отсталых графствах Севера. Первостепенное значение они получили в ведущей отрасли английской промышленности - в суконной, а также в новых отраслях (производство бумаги, стекла, хлопчатобумажных тканей). В суконной промышленности централизованные или смешанные мануфактуры нередко создавались в зданиях секуляризованных монастырей. Такова мастерская Стампа в Малмсбери, который эксплуатировал до 2 тысяч рабочих, включая надомников; предприятие суконщика Теккера из Бедфорда, объединявшее около 500 рабочих. Гораздо большее распространение имели, однако, рассеянные мануфактуры, особенно в экономически передовых районах текстильной промышленности западных и восточных графств (мануфактура Рейнолдса вокруг Колчестера включала около 500 рабочих-надомников, Бреверов в Сомерсетшире - 400 и т. д.). Мануфактуры создавались в металлообрабатывающей промышленности Бирмингема, в бумажной промышленности (предприятия Спилмена и Черчарда в Бакингемшире), в стеклоделии (крупное предприятие Мансела). После революции беспрепятственное развитие мануфактур протекало еще более успешно.

В Нидерландах мануфактуры распространилась в 16 веке повсеместно, преимущественно в новых отраслях и новых промышленных центрах, не связанных с цеховыми ограничениями. На базе деревенской промышленности во Фландрии рано развились шерстоткацкие мануфактуры (например, в Хондсхоте), ковровые мануфактуры вокруг Ауденарде с рассеянной системой домашнего производства; Антверпен известен был своими мыловаренными и сахарорафинадными мануфактурами, большими мастерскими по отделке английских сукон, крупнейшей типографией Плантенов. Значительное распространение получили мануфактуры в текстильном производстве (Мануфактуры в Валансьенне, Монсе, в районе Льежа), в маслоделии, пивоварении, мыловарении, кораблестроении, в канатном и парусном производстве. Чрезвычайно быстро развивалась мануфактуры в 17 веке (после победы буржуазной революции) в Голландской республике.

Во Франции 16-17 веков основой для развития рассеянной мануфактуры была деревенская суконная, кожевенная и другая промышленность, процветавшая более всего вокруг городов. Централизованные мануфактуры в городах имели небольшие размеры (в книгопечатании, металлообработке). Чаще встречались смешанные мануфактуры (например, шелковые лионские мануфактуры). Создаются так называемые «королевские мануфактуры», представлявшие значительные предприятия под опекой королевской власти. Характерная особенность французской мануфактуры - производство предметов роскоши: бархата, атласа, кружев и т. д. Накануне буржуазной революции конца 18 века мануфактуры развились в шерстяной и хлопчатобумажной промышленности городов и деревень Северной Франции; крупные, хотя и немногочисленные предприятия создавались в металлургии и других отраслях.

В Испании едва начавшая развиваться во всех отраслях в 15-16 веках мануфактура зачахла вследствие общего экономического упадка страны в 17 веке; некоторый экономический подъем в 18 веке проявился и в развитии мануфактуры (текстильные мануфактуры в Каталонии, суконные, шелкоткацкие, бумажные мануфактуры в Галисии и Басконии). Во 2-й половине 18 века вновь расцветает мануфактура в Италии (рассеянные и централизованные мануфактуры в Ломбардии, Пьемонте и др.). На территории Германии (и Австрии) мануфактуры развивалась с конца 15-16 веков, однако в условиях всеобщего экономического упадка заглохла и мануфактура. Некоторое оживление мануфактуры намечается в германских государствах с конца 17 века. В Вюртемберге, Тюрингии, Вестфалии, Силезии широко было развито домашнее ремесло крестьян (прядильщиков, ткачей шерстяных и льняных тканей и др.). Здесь, как правило, возникали смешанные мануфактуры. Создавались они и в городах Бранденбурга: иностранные колонисты (французские гугеноты) основали здесь шерстяные, бумажные и другие мануфактуры. Однако общая экономическая отсталость Германии в 17-18 веках придала этим мануфактурам застойный характер, свойственный промышленности страны вплоть до начала 19 века.

Будучи в 16-18 веках господствующей формой организации промышленности, мануфактура тем не менее «...не была в состоянии ни охватить общественное производство во всём его объёме, ни преобразовать его до самого корня. Она выделялась как архитектурное украшение на экономическом здании, широким основанием которого было городское ремесло и сельские побочные промыслы» (Маркс К., Капитал, т. 1, с. 376). Вместе с тем мануфактура углубляла и расширяла общественное и техническое разделение труда, создала впервые крупное производство и емкий внутренний рынок, подготовила тем самым переход к новой, фабричной стадии капитализма, наступившей в результате промышленного переворота.

Сложность конкретно-исторического развития мануфактур вызвала среди советских историков ряд дискуссий. Так, предметом дискуссий явился вопрос о характере раннего мануфактурного производства, в частности в Италии (см. сб. Средние века, в. 4, 1953, в. 5, 1954, в. 6, 1955), вопрос о природе мануфактуры в России (изучение истории России и некоторых других стран показало существование форм промышленности, аналогичных мануфактур по производственно-технической структуре, но основанных на эксплуатации подневольного труда).

Много спорных, сложных и неисследованных проблем связано с возникновением и распространением мануфактуры в странах Востока. В целом мелкотоварное производство в этих странах в условиях углублявшегося общественного разделения труда и роста его производительности не могло не проявлять капиталистических тенденций; в ряде стран на базе мелкотоварного производства возникала (наряду с другими первоначальными формами капиталистического производства) и капиталистическая мануфактура. В разных странах Востока она находилась на различных ступенях зрелости как в отношении организации производства, так и в отношении степени участия в национальной системе общественного разделения труда. Относительно отчетливые формы мануфактура получила в Японии и Китае, где раннекапиталистические отношения зарождаются в 16-18 веках (однако, как подчеркивают исследователи, для периода 16-17 веков сведения о существовании мануфактур еще случайны, упоминаются лишь отдельные заведения). Мануфактуры имелись, например, в текстильной, металлургической, судостроительной промышленности, в сахароварении и обработке чая. Кроме частных мануфактур, были распространены и казенные, базировавшиеся на труде зависимых крестьян (главным образом в фарфоровом производстве, в шелкоткачестве). Подобные явления отмечаются для несколько более позднего времени во Вьетнаме (в судостроении, изготовлении оружия и др.). Во 2-й половине 18 века в железоделательном производстве в Майсуре (Индия) были предприятия, имевшие некоторые признаки мануфактуры. Начальные формы капиталистической организации производства и, в частности, спорадическое возникновение мануфактур могут быть отмечены и для некоторых арабских стран конца 18 - начала 19 веков. Однако большинство стран Востока так и не прошло мануфактурной стадии капитализма. Тенденции капиталистического развития - вследствие общих неблагоприятных экономических и политических условий - оказались в значительной части нереализованными; вовлечение большинства стран Востока в колониальную и полуколониальную зависимость изменило естественный ход их экономического развития. Возникновение в этих странах крупной промышленности в последующий исторический период связано уже с иными, более высокими формами капиталистического производства. Однако они не всегда возникали вне всякой связи с развитием местного мануфактурного производства. Появление отдельных отраслей фабричного и заводского производства в ряде случаев было связано с эволюцией местной мануфактуры (как правило, в тех отраслях, которые не составляли конкуренции промышленности метрополии).

Н. М. Мещерякова, Л. С. Гамаюнов (мануфактура в странах Востока). Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.

Литература:

Маркс К., Капитал, т. 1, (М.), 1952, гл. 11-12, 24; т. 3, (М.), 1955, гл. 20; Ленин В. И., Кустарная перепись 1894/95 года в Пермской губерний и общие вопросы "кустарной" промышленности, Соч., 4 изд., т. 2; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3; Генезис капитализма в промышленности, М., 1963; Генезис капитализма в пром-сти и с. х-ве, М., 1965; Ковалевский М. M., Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства, т. 2-3, М., 1900-03; Кулишер И. М., Промышленность и рабочий класс на Западе в XVI-XVIII ст., СПБ, 1911; Зомбарт В., Современный капитализм, пер. с нем., т. 1-2, М., 1903-05; Strieder J., Studien zur Geschichte kapitalistischer Organisationsformen, Münch., 1925; Hauser H., Les débuts du capitalisme moderne, P., 1926; Sée H., Les origines du capitalisme, P., 1927; Nef J. U., Industrial Europe at the time of the Reformation, "The Journal of Political Economy", 1941, v. 49, No 1-2; Dobb M. H., Studies in the development of capitalism, L., 1946. Рутенбург В. И., Очерк из истории раннего капитализма в Италии..., М.-Л., 1951; Чистозвонов А. Н., Исследовать явления в их ист. самобытности и связях, в сб.: Ср. века, в. 6, М., 1955; Мещерякова Н. M., О пром. развитии Англии накануне бурж. революции XVII в., там же, в. 7, М., 1955; Ashley W. Y., The economic organisation of England..., (2 ed.), L.-N. Y., 1935; Lipson E., The economic history of England, v. 2-3, L., 1948; Люлинская А. Д., О некоторых особенностях мануфактурного этапа в развитии капитализма (на примере Фракции в нач. XVII в.), в сб.: Ср. века, в. 27, М., 1965; Сидорова Н. A., Деревенская промышленность Шампани накануне революции 1789 г., "Уч. зап. МГПИ", 1941, т. 3, в. 1; Martin G., La grande industrie sous le règne de Louis XIV..., P., 1899; его же, La grande industrie en France sous le règne de Louis XV, P., 1900; Cole Ch. W., Colbert and a century of French mercantilism, v. 1-2, N. Y., 1939; Krüger H., Zur Geschichte der Manufakturen und der Manufakturarbeiter in Preussen, В., 1958; Bicanic R., Doba manufakture u Hrvatskoj i Slavoniji (1750-1860), Zagreb, 1951; Индия. Очерки экономич. истории, М., 1958; О генезисе капитализма в странах Востока (XV-XIX вв.), М., 1962.