Утопический социализм в России
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ В РОССИИ. Его возникновению предшествовали стихийные духовные искания угнетенных крестьянских масс, мечтавших о свободе и равенстве, отразившиеся в фольклоре, религиозных ересях и др. В русской общественной мысли конца 18 - начала 19 веков предшественниками утопического социализма были А. Н. Радищев и П. И. Пестель. Идеи западноевропейского утопического социализма, проникавшие в Россию с конца 18 века, получили особенно широкое распространение в 1830-1840-х годах.
Социалистические мечтания А. И. Герцена и Н. П. Огарева, возникшие в начале 1830-х годов под воздействием идей А. Сен-Симона и Ш. Фурье, положили начало социалистической традиции русской общественной мысли. Незрелость социально-экономических и политических отношений в России нашла выражение в том, что ранний русский утопический социализм представлял собой разновидность христианского утопического социализма (В. С. Печерин и др.). Такое облеченное в религиозную форму направление утопического социализма продолжало существовать и позже - у некоторых петрашевцев, среди членов Кирилло- Мефодиевского общества и даже у некоторых народников.
В 40-е годы 19 века наиболее яркие представители русского утопического социализма (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский, М. В. Петрашевский, В. А. Милютин) выступают с теорией, опирающейся на более или менее цельное философское основание. Важнейшими составными частями в эту теорию входят антропологическая идея природы человека, полной реализацией которой только и может быть социализм, и историческая диалектика мирового разума, понятого как дух человека, изначально стремящегося к строю братства и равенства. Русские утопические социалисты сумели подметить некоторые существенные черты ограниченности западных систем утопического социализма, в частности присущий многим из них дух уравнительности.
Особенностью русского утопического социализма последующего времени является попытка «навести мосты» (Герцен) между идеалом и реальностью, будущим и настоящим. Это выражается прежде всего в поисках зародышей социализма в социальной истории, что обусловливает пристальное внимание социалистов 60-70-х годов к проблемам экономического и политического развития. Такое направление социально-теоретических исканий привело, в частности, к возникновению и разработке особой, своеобразной разновидности утопического социализма - так называемого «русского», или крестьянского, социализма, народничества, в рамках которого в основном и происходило развитие утопического социализма в России 2-й половине 19 века. Преодоление народничества как идеологии, выражавшей противоречивые устремления российского крестьянства в условиях начавшегося капиталистического развития, явилось в 80-90-х годах необходимой идейной предпосылкой победы идей научного социализма. Однако в целом утопический социализм в России 2-й половине 19 века не сводится к народничеству: внутри русской социалистической мысли имела место критика идеализации сельской общины и русского мужика как «носителя» социализма, развиваются положения о необходимости крупного промышленного производства как обязательной основы будущего общества, о длительности и многовариантности путей к социализму, о крайней сложности форм и способов его установления (Д. И. Писарев и др.).
Наиболее глубокая концепция утопического социализма была выдвинута Н. Г. Чернышевским, которого Ленин характеризовал как «...величайшего представителя утопического социализма в России» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 335 (т. 20, с. 100)). Некоторые представители русского утопического социализма 70-80-х годов, обратив внимание на теорию научного социализма К. Маркса и Ф. Энгельса, пытались использовать ее отдельные идеи (П. Л. Лавров и др.). Отсюда в значительной мере эклектический нестройный характер утопического социализма этого времени, хотя в разработке ряда конкретных положений теории (место и роль государства, роль экономики, нравственности революционера и т. п.) русской социалистической мысль и делает шаг вперед.
В целом важнейшей чертой утопического социализма в России является попытка связать вопрос о будущем социалистического общества с судьбами крестьянства, с ликвидацией крепостничества и самодержавия. Отмечая это, В. И. Ленин писал, что вплоть до конца 19 века демократизм и социализм в России «...сливались в одно неразрывное, неразъединимое целое...» (там же, т. 1, с. 280).
А. И. Володин. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.
Литература:
Чечулин Н. Д., Русский социальный роман XVIII века, СПБ, 1900; Святловский В. В., Русский утопический роман, П., 1922; Сакулин П. Н., Русская литература и социализм, ч. 1, М., 1924; Левин Ш. М., К вопросу об исторических особенностях русского утопического социализма, "ИЗ", 1948, No26; Малинин В. A., Сидоров M. И., Предшественники научного социализма в России, М., 1963; Володин А. И., Начало социалистич. мысли в России, М., 1966; Чистов К. В., Русские народные социально-утопические легенды XVII - XIX вв., М., 1967; Водолазов Г. Г., От Чернышевского к Плеханову (Об особенностях развития социалистич. мысли в России), М., 1969; Идеи социализма в русской классической литературе, Л., 1969; Твардовская В. A., Социалистическая мысль России на рубеже 1870-1880-х гг., М., 1969; Володин А. И., Гегель и русская социалистич. мысль XIX века, М., 1973; Пантин И. К., Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке, М., 1973.