Утопический социализм в период феодализма
В период феодализма социально-утопические мотивы проявлялись в ересях вальденсов, катаров, беггардов, апостольских братьев, лоллардов, таборитов, анабаптистов и других сект, а также в произведениях фольклора. Источником социального неравенства и гнета объявлялось отступничество церкви и господствующих классов от принципов и идеалов первоначального христианства, выдвигались требования уничтожения феодальной эксплуатации и сословного неравенства и воскрешались идеалы евангельского строя небольших самоуправляющихся общин с аскетической уравнительностью в быту и потреблении. Попытки некоторых средневековых еретических сект осуществить этот уравнительно-потребительский «коммунистический» идеал спорадически сопровождались ведением совместного производства. Но даже когда сектантский еретический коммунизм влился в поток крестьянских антифеодальных революционных восстаний позднего средневековья (Т. Мюнцер), коммунистический идеал оставался смутным и фантастическим. В идеях утопического социализма 16 века заключались уже первые элементы критики нарождавшегося буржуазного общества, сознание того, что осуществление гуманистических идеалов требует подлинно человечного коммунистического общества. В коммунистических утопиях Т. Мора и Т. Кампанеллы утопический социализм переходил от идеи общности имущества в виде общности потребления к идее общественного производства и к представлению об организации хозяйственной жизни общества как единого целого; от идеала замкнутой общины, не нуждающейся в государстве, - к идеалу крупного политического образования в виде города или федерации городов, к признанию государства, его роли в утверждении основ разумного общественного строя, в руководстве хозяйством и культурой. Тем не менее в утопическом социализме в течение нескольких веков продолжали господствовать принципы уравнительного распределения. Доказывая, что коммунистический идеал может быть осуществлен самим человеком, и отвергая хилиастические мечтания о «тысячелетнем царстве», утопический коммунизм эпохи Возрождения предоставлял осуществление этого идеала мудрости того или иного завоевателя или правителя, просвещенного монарха или интеллектуальной олигархии.
Антифеодальные эгалитарные и коммунистические идеи эпохи раннего капитализма не освободились еще от религиозной оболочки, хотя и содержали рационалистические и материалистические элементы, которые сказались с большой силой даже в религиозно-сектантской идеологии Дж. Уинстэнли (Англия). Во Франции умозрительные социальные утопии конца 17 - начала 18 веков излагались главным образом в форме романов-путешествий, в которых общность имущества у «добродетельных» дикарей противопоставлялась сословному и имущественному неравенству европейского общества (Г. де Фуаньи, Верас д'Алле, Гедевиль и др.).
Н. Е. Застенкер. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.