Утопический социализм в 18 веке

В 18 веке с идеями революционного ниспровержения феодального гнета и эксплуатации выступил Ж. Мелье, возродивший проекты общинного патриархального коммунизма. Исходным пунктом многих коммунистических трактатов 18 века служила просветительская теория одинаковости «естественной природы» и равенства «естественных прав» всех людей. Исходя из этих идей, Морелли и Г. Мабли обосновывали коммунизм с точки зрения теории естественного права.

Утопический социализм 18 века еще не проводил четкой грани между коммунизмом и эгалитарными (уравнительными) идеями («социализм» равенства мелких хозяев). Утопический социализм эпохи Просвещения выдвинул идеи права на труд и обязательности труда для всех членов общества; социальной справедливости в распределении средств и продуктов производства, обеспечению которой должны были служить превращение основных средства производства того времени - земли в общедоступную или общую собственность и обществ. распределение плодов индивидуального труда.

В годы Великой французской революции происходило политизирование и революционизирование этих идей морального социализма, смыкавшихся с борьбой плебейских низов города и деревни. Сторонники эгалитарных утопических идей переходили к требованиям «аграрного закона», всеобщего уравнительного передела земли, ограничения собственнических прав, подчинения их верховным интересам общества и его контролю («Социальный кружок», «Бешеные»). Опыт якобинской диктатуры обновил идеи государственного регулирования распределения. Обострение классовых противоречий в процессе революции нашло отражение в дальнейшем развитии идей утопического коммунизма: от наивных проектов первых лет революции о мирном законодательном введении общинного коммунизма во Франции - к планам коммунистического преобразования всей страны с помощью санкюлотской революционной диктатуры (Ф. Буассель). Решающий перелом был осуществлен здесь Г. Бабёфом и бабувистской программой «заговора во имя равенства», выдвинувшей практическую задачу свершения коммунистической революции и впервые обосновавшей идеи революционной диктатуры для коммунистического преобразования общества и необходимости периода, переходного к нему. Представляя надежды и устремления пролетариата домашинной индустрии, бабувизм строил идеал коммунистического общества как аграрного и ремесленного, развивающегося на основе ручного труда, и в проектах распределения проповедовал грубую уравнительность, всеобщий аскетизм, негативное отношение к людям умственного труда.

Н. Е. Застенкер. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.