Библия (СИЭ, 1962)

БИБЛИЯ (греч. ta biblia, буквально - книги) - собрание «священных» книг иудейской и христианской религий; литературный памятник, который включает искусственно объединенные разнообразные по содержанию и форме сказания, легенды, мифы, законы и другие произведения 12 века до н. э. - 2 века н. э. Состоит из 2 частей - Ветхого завета (книги на древнееврейском и арамейском языках, признаваемые иудеями и христианами) и Нового завета (в основном на греческом языке - признаваемые только христианами). Ветхий завет (у иудеев - священное писание или писания, канонизирован около 100 года н. э.) - древнейшая часть Библии, был создан иерусалимскими жрецами, отобравшими из иудейского фольклора произведения, соответствовавшие целям обоснования рабовладельческих порядков в возникшем в 11 веке до н. э. древнееврейском государстве. Около 7 века до н. э. были объединены появившиеся в 9-8 веках до н. э. книга Элохиста и книга Яхвиста. В 5 веке до н. э. религиозно-политический реформатор Ездра объединил и отредактировал в Пятикнижии создававшиеся на протяжении веков книги Бытия, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. В течение 8-2 веков до н. э. создавались книги пророков (Амоса, Исайи, Иеремии, Даниила и др.), проникнутые ожиданием скорого пришествия спасителя - Мессии.

Ветхий завет (в православном каноне 39 книг) включает: Пятикнижие, книгу Иисуса Навина, Судей Израилевых, Руфь, 4 книги Царств, 2 книги Паралипоменон, книгу Ездры, Неемии, Есфири, Иова, Псалтирь, книгу Притчей Соломоновых, Екклезиаста, Песнь Песней, книгу Исайи, Иеремии, плач Иеремии, книгу Иезекииля, книгу пророка Даниила и 12 «малых пророков».

Новый завет возник в Восточном Средиземноморье в конце 1 - 2 веках н. э. в условиях победы в христианстве течения, которое призывало к примирению с действительностью. Лишь в Апокалипсисе (конец 68 - начало 69 годов) нашли отражение бунтарские настроения: ненависть к Риму, ожидание скорой гибели мировой империи, «конца света». В остальных книгах Нового завета - 21 Послании апостолов, в 4 Евангелиях (от Матфея, Марка, Иоанна и Луки) и Деяниях апостолов от бунтарского демократического духа ранних христианских общин почти ничего не осталось: в них христианство оформилось как религия, проповедующая классовый мир, терпение и всепрощение, необходимость пассивного ожидания второго пришествия Христа. В этих книгах была предпринята историзация образа Иисуса Христа и создана его земная биография. Колоссальное влияние на Новый завет оказали вульгаризированные идеи греко-римской философии, иудейское сектантское движение, а также широко распространенные культы египетских, вавилонских и иранских божеств.

Как в Ветхом, так и Новом завете нашли отражение интересы господствующих эксплуататорских классов, использовавших и использующих для удержания эксплуатируемых в повиновении библейскую проповедь о смирении и терпении, о непротивления злу, о примирении с действительностью, о перенесении всех надежд на радость и счастье в загробный мир. Во имя этой веками насаждаемой традиции всячески проповедуется и поддерживается «богодухновенность» и «священность» всех утверждений Библии, а архаизмы, встречающиеся в ней, толкуются аллегорически.

Окончательный отбор и редакция христианского текста Библии относится к 4 веку н. э. На Лаодикейском соборе 364 года были объявлены «священными» (каноническими) тексты 59 книг. Еще в 3-2 веках до н. э. основная часть Библии была переведена в Египте с древнееврейского на греческий язык (так называемый перевод семидесяти толковников – «Септуагинта») (лат. septuaginta, буквально - семьдесят). Впоследствии этот перевод лег в основу христианских переводов Библии (латинского - Блаженного Иеронима (4 век н. э.) - так называемая Вульгата (основа католического канона), армянского, сирийского, грузинского, эфиопского, славянского - Кирилла и Мефодия (9 век); в 16 веке М. Лютер перевел Библию на немецкий язык, позднее она была переведена на французский, английский и многие другие языки).

И ветхозаветная и новозаветная части Библии изобилуют внутренними противоречиями, ошибками, легендами, не соответствовавшими географическим и историческим данным, тем не менее библейская космогония (Земля - центр Вселенной, сотворение мира богом в 6 дней и др.), представления о человеке (создание первого человека из глины, а первой женщины из ребра мужчины (Адама) и др.), представления о различных народах (роль Ноя и его сыновей в этногенезе народов мира и др.) в течение 2 тысяч лет огнем и мечом навязывались человечеству. Эти представления бесспорно препятствовали развитию естественнонаучных взглядов на происхождение Вселенной, жизни на земле, человека.

Библия способствовала распространению и укоренению религиозных представлений о развитии исторического процесса как «промысла Божия», заранее определяющего судьбу как отдельных лиц, так и целых народов и государств. Нравственные нормы, проповедуемые Библией, противоречивы: наряду с запрещением убийства содержится пропаганда массового истребления людей; с гневным осуждением богатства совмещается полное оправдание эксплуататорских методов наживы. Библейская мораль всегда служила оправданием социального неравенства, порабощения женщины, существования рабства, религиозного фанатизма, агрессии и т. д. Только с учетом всех этих моментов возможно анализировать Библию и при условии критического подхода к ней рассматривать ее в известной мере в качестве исторического источника, в особенности по социально-политической и культурной истории иудеев и соприкасавшихся с ними народов.

Являясь основой мифологии и догматики иудейской и христианской религий, Библия стала источником сюжетов произведений искусства, создававшихся с учетом классовых интересов и эстетических вкусов господствующих слоев феодального общества, главным образом духовенства Европы и некоторых стран Переднего Востока. Весьма велико было влияние библейской тематики и образов на развитие европейской литературы и музыки.

Первые сомнения в истинности библейских книг зародились еще в древности (у древнегреческого философа Порфирия и римского философа Цельса), но научно-критическое изучение Библии стало возможным лишь с 17-18 веках. Опыт изучения древних литературных текстов позволил исследователям путем сопоставления древнейших списков и содержания отдельных книг, текстологический и филологический анализа, сравнения с произведениями фольклора и мифологией народов Древнего Востока выяснить историю возникновения Библии, ее синкретизм. Особенно важными для научного изучения Библии явились новейшие археологические открытия (с 1947 года) на берегах Мертвого моря (так называемые Кумранские находки), где были найдены многочисленные отрывки библейских текстов (с 1 века до н. э.) в редакциях, весьма отличных от иудейской («масоретской»; от др.-евр. масорет - ограда) и христианской; это позволяет современным исследователям уточнить ряд проблем, связанных с дальнейшим развитием научно-критического изучения и анализа содержания различных частей Библии.

Первым серьезным научно-критическим исследованием, легшим в основу критического разбора Ветхого завета, был «Богословско-политический трактат» Б. Спинозы (1670). Отвергая клерикальную версию об авторстве Пятикнижия, написанного будто бы мифическим Моисеем, Спиноза пришел к выводу, что вероятным автором этой части Библии можно считать жреца Ездру (5 век до н. э.). В середине 18 века французский врач Ж. Астрюк на основе филологического анализа текста установил наличие двух древнейших версий в Пятикнижии (Элохиста и Яхвиста), различающихся по наименованию древнеиудейского верховного божества, и обнаружил в тексте ряд нелепостей и противоречий. В начале 19 века немецкий исследователь де Ветте показал, что Второзаконие было создано иерусалимскими жрецами в конце 7 века до н. э. (621). В середине 19 века дешифровка вавилонской клинописи и ознакомление с произведениями вавилонско-ассирийской литературы позволили сделать дальнейшие шаги в деле историко-критического изучения Библии. В 1879 году немецкий историк Ю. Вельхаузен опубликовал «Введение в историю Израиля», сыгравшее крупную роль в критическом изучении Библии. В России научное изучение Ветхого завета начал академик H. M. Никольский (умер в 1959 году). Эту работу вели также другие современные советские исследователи (академик В. В. Струве, А. Б. Ранович и др.). В Западной Европе, США, Израиле ученые консервативного направления стремились и стремятся, не останавливаясь перед фальсификацией научных данных, к историческому обоснованию библейских повествований, их аллегорическому толкованию для того, чтобы подкрепить псевдонаучными аргументами клерикальное понимание текста Библии.

Научно-критическое изучение Нового завета началось с конца 17 - 18 веков. Просветители и атеисты - П. Бейль, Ж. Мелье, Вольтер, С. Дюмарсе, П. Гольбах, К. Гельвеций, Дж. Свифт, Г. Реймарус - сделали первые критические замечания. В 19 веке наметились 2 основных направления - историческое и мифологическое. Представители исторического направления (Тюбингенская школа, Д. Штраус и др.), анализируя тексты Библии, критикуя их, в частности с позиций рационализма, не отвергают историчности основной канвы изложения, не сомневаются в исторической реальности Иисуса Христа и считают его основателем христианства. Исследователи мифологического направления, опираясь на работы немецкого ученого Б. Бауэра, детально проанализировавшего Евангелия и другие произведения Нового завета, считают личность Иисуса мифологическим образом, созданным на основе ранее существовавших мифов о боге-спасителе и различного рода сказаний у народностей восточной половины Средиземноморья. Опираясь на открытия Бауэра, Ф. Бенари и других прогрессивных ученых, Ф. Энгельс создал ряд классических работ по истории новозаветной христианской литературы («Книга откровений», «Бруно Бауэр и первоначальное христианство» и др.). Для критики Библии много сделал П. Лафарг. В конце 19 - начале 20 веков с критическим разбором Нового завета выступили многие теологи и историки (У. Смит, Дж. Робертсон, А. Немоевский, А. Древс и др.). В СССР анализом и разбором новозаветной литературы, христианских обрядов и праздников занимались Н. М. Никольский, Р. Ю. Виппер, Ю. П. Францев, А. Б. Ранович и др. исследователи.

Бесспорно установлено, что авторы ветхозаветных книг использовали для своих повествований мифы и сказания, существовавшие у соседних с Иудеей народностей, причем в Библии содержится поздний, часто менее яркий и интересный вариант (сказание о всемирном потопе заимствовано из Вавилона, о построении храма богу Яхве на горе Сионе, подле Иерусалима, - из Финикии, и т. д.). Безусловно доказано, что библейских персонажей (Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф и его братья, Моисей, Аарон, Иисус Навин, Самсон и многих других) в действительности не существовало. Найдено множество противоречий и несоответствий при изложении даже внешне правдоподобных исторических событий. В основном установлена историческая последовательность написания различных частей библейских текстов. Частично прослежены первоначальные версии изложения космогонических и других мифов и сказаний. На основании анализа новозаветной литературы установлены мифичность Иисуса Христа, Богоматери, апостолов, абсолютная неисторичность евангельских повествований о жизни, проповеди, страданиях Иисуса, легендарный характер повествований о проповеди апостолов и мифичность их авторства посланий и Евангелий. В результате археологических находок (1947-1956) в районе Мертвого моря открылись возможности более точного изучения обстоятельств возникновения мифа о Христе.

Исследования прогрессивных ученых, трактующих историю Библии с марксистских позиций, встречают противодействие со стороны клерикально настроенных ученых-католиков (У. Дж. Дьюрант - США), протестантов (А. Олмстед - США), сионистов (И. Клаузнер - Израиль) и т. д.

А. Г. Бокщанин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Литература:

К. Маркс и Р. Энгельс о религии, M., 1955; В. И. Ленин о религии, М., 1955; Никольский Н. M., Древний Израиль, 2 изд., М., 1922; его же, Кризис "критической" библеистики и задачи маркс. Историч. науки, "Уч. зап. Белорусского гос. ун-та", 1939, в. 1; Тюменев А. И., Евреи в древности и средние века, П., 1922; Ранович А. Б., Очерк истории древнееврейской религии, M., 1937; Ярославский Е., Библия для верующих и неверующих, М., 1958; его же, Как родятся, живут и умирают боги и богини, М., 1959; Крывелев И. А., Книга о Библии, М., 1958; Виппер Р. Ю., Возникновение христианской литературы, M.-Л., 1946; его же, Рим и раннее христианство, М., 1954; Дьяконов И. М., Амореи (К происхождению культа бога Иисуса), "ВДИ", 1939, No 4; Ковалев С. И., Кубланов М. M., Находки в Иудейской пустыне, М., 1960; Амусин И. Д., Рукописи Мертвого моря, М., 1960; Лившиц Г. М., Кумранские рукописи и их историческое значение, Минск, 1959; Ранович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959; Старкова К. Б., Рукописи из окрестностей Мертвого моря, "ВДИ", 1956, No 1; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, M.-Л., 1959; Велльгаузен Ю., Введение в историю Израиля, пер. с нем. H. M. Никольского со вступ. статьей и тремя прилож., СПБ, 1909; Шахнович М. И., Реакционная сущность иудаизма, М.-Л., 1960; Нильсен Д., Библейская религия в свете новейших археологических раскопок, "ВДИ", 1937, No 1; Марковский И. С., Библейска археология, 2 изд., С., 1948; Фрэзер Дж., Фольклор в Ветхом завете, пер. с англ., М.-Л., 1931; Робертсон Дж., Первоначальное христианство, пер. с англ., (M.), 1930; Робертсон А., Происхождение христианства, пер. с англ., М., 1956; Bauer B., Christus und die Caesaren, 2 Aufl., B., 1879, его же, Kritik der evangelischen Ge-schichte der Synoptiker, Bd 1-3, 2 Aufl., Lpz., 1846; Carmignac J., Le docteur de Justice et Jesus-Christ, Р., 1957; Kraus H. J., Geschichte der historisch-kritischen Erforschung des Alten Testaments von der Reformation bis zur Gegenwart, Neukirchen, 1956; Paret O., Die Bibel, ihre Überlieferung in Druck und Schrift, Stuttg., (1949).

Понятие: