Индульгенция

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ (лат. Indulgentia «милость», «прощение») — в Римско-католической церкви — частичное или полное освобождение церковью верующего от наказания за грехи, и на этом основании — от покаяния, налагаемого священником. Основанием для индульгенции в Средние века были совершение верующим какого-либо деяния (например, паломничества к святым местам) или приравненная к нему уплата денежной суммы в пользу церкви.

В раннее Средневековье, в период перехода от публичного покаяния к частному (VI—X века) формируются предпосылки практики индульгенции. Сократилась продолжительность епитимии; различные виды покаяния стали взаимозаменяемыми. Важная роль в покаянии отводилась посредничеству церкви. Все это способствовало тому, что в Средние века (впервые — в XI веке во Франции) появились индульгенции. Церковь в лице пап и епископов официально заверяла верующих в заступничестве и прощала часть покаяния или все покаяние отдельным лицам. Считалось, что действие индульгенции основано на молитве за прегрешившего и равносильно результату покаяния. Индульгенции входили в употребление медленно; в течение долгого времени они рассматривались как уступка несовершенству людей, не способных на трудную искупительную работу. Исторически поворотным пунктом в развитии индульгенций было начало крестовых походов, всем участникам которых даровалось полное отпущение грехов — так называемая indulgentia plenaria.

Постепенно индульгенции стали привычны; изменилось и отношение к ним теологов. Если ранние схоласты (Абеляр, Петр из Пуатье) подвергали индульгенции критике, то уже в конце XII века появились авторы, отстаивавшие их пользу. Новая стадия осмысления индульгенции была связана с развитием учения о «сокровищнице церкви», согласно которому «сверхдолжные» заслуги Христа, Богоматери и святых составляют запас, из которого могут черпать остальные христиане. Теперь богословы стали воспринимать индульгенцию как правовой акт, посредством которого папа распоряжается «сокровищницей». Эти взгляды получили развитие в трудах теологов XIII века — Альберта Великого, Бонавентуры и в особенности Фомы Аквинского. В 1343 году теория «сокровищницы церкви» была утверждена в качестве официальной доктрины католицизма. 

В позднее Средневековье индульгенции получили особенную популярность. Объем искупительной работы (обязательного условия индульгенции) стал сравнительно небольшим: верующему, как правило, предписывалось в определенные дни совершить паломничество, прочитать определенные молитвы, пожертвовать на благочестивые цели. Появились и новые виды освобождения от наказания за грехи: индульгенции для усопших, индульгенции монашеским орденам, «масляные грамоты» — платные разрешения есть в пост яйца и молочные продукты. Возникли легенды о чудесном даровании индульгенции по божественному велению; согласно одной из легенд, такое повеление получил Франциск Ассизский от Христа и Девы Марии. Изменялось и представление о том, от чего освобождают индульгенции. В XII— XIII веках в грамотах об индульгенции указывалось: индульгенции даруются покаявшимся и исповедовавшимся. С середины XIII века утвердилось представление, что индульгенции могут в некоторых случаях избавлять «от вины и наказания» (a culpa et poena), т. е. прощать и сам грех. В массовом сознании это представление действовало в отношении всех индульгенций, чему способствовали злоупотребления распространителей индульгенций, а нередко и пап, стремившихся ради доходов удовлетворить спрос на «легкое» прощение грехов. Практика дарования индульгенций «а culpa et poena» (и практика индульгенций вообще) вызвала критику со стороны Джона Уиклифа и Яна Гуса и в целом явилась предметом споров. На протяжении Средневековья индульгенции отвергались последователями неофициальных учений — катарами, вальденсами, лоллардами. Простые люди, а нередко и клирики, осуждали продажу индульгенций, подчас сопровождаемую угрозами отлучения и осуждения на вечные муки.

В XV веке многие вопросы, связанные с индульгенциями, широко обсуждались образованным духовенством. Вопрос об индульгенциях явился одним из ключевых в критике католической церкви гуманистами и реформаторами. На Тридентском соборе в 1563 году католическое духовенство осудило использование индульгенций как средства пополнения казны, однако практика индульгенций была утверждена; учение об индульгенциях получило на соборе развернутое изложение. В дальнейшем роль индульгенций уменьшилась. В Римско-католической церкви практика индульгенций существует и поныне, однако в исправленном и очищенном от меркантилистских соображений виде и без придания им того исключительного значения, которое было характерно для Средневековья.

А. Д. Щеглов.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 7. М., 2018, с. 112-113.

Литература:

Иванов М. С., Казбекова Е. В., Тюшагин В. В. Индульгенция / / Православная энциклопедия. Т. XXII. М., 2009. С. 632-645; Щеглов А. Д. Индульгенция // Словарь средневековой культуры / Под ред. А. Я. Гуревича. М., 2003. С. 187-189; Bysted A. The Crusade Indulgence: Spiritual Rewards and the Theology of the Crusades. Leiden, 2015; Lea H. C. History of Auricular Confession and Indulgences in the Latin Church. Vol. 3. New York, 1968; Paulus N. Der Ablass im Mittelalter als Kulturfaktor. Koln, 1920; Lexikon fur Theologie und Kirche. Freiburg, Bd. 1. 1957; Staffen R. The Penitents' Treasury: Indulgences in Latin Christendom, 1175—1375. Scranton, 2007.