Род в составе племени

РОД. В общественном отношении род представляет собой отдельную и в значительной мере самостоятельную, на основе широкого первобытно-демократического самоуправления, единицу в общем составе племени. «Величие родового строя, но вместе с тем и его ограниченность, — писал Энгельс, — проявляются в том, что здесь нет места для господства и угнетения» (Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, в кн.: Маркс и Энгельс, Соч., т. XVI, ч. 1, стр. 134). Управление делами рода сосредоточивается в родовом совете, в котором при матриархате женщины—главы семей — имеют преобладающее влияние и который при патриархате состоит исключительно из мужчин — глав патриархальных семей. Однако решение общеродовых дел основывается в конечном счете на мнении всех взрослых членов рода (при патриархате — только мужчин), выражаемом при обычно-бытовых условиях в недрах семей, в особых же случаях — в общем собрании рода. Наконец, род возглавляется старшим, обычно главой старшей в роду семьи, причем в развитом матриархате главой рода бывает обычно женщина, при патриархате — исключительно мужчина. Главы родов составляют совет племени. Столкновение между отдельными членами рода либо между отдельными семьями разрешаются совете рода, в исключительных случаях — путем поединка. Мерами воздействия по отношению к непокорным членам рода являются увещание, внушение, общественная насмешка и презрение, в крайних случаях — изгнание или убийство. Столкновения между отдельными родами разрешаются советом племени, с распадом же родового строя развивается кровная месть (см.), уступающая затем место системе выкупов. Брачные отношения, начавшись с групповой формы, развиваются при матриархате в парный брак (см.), сменяющийся при патриархате многоженством (см.) в качестве эпизодической формы, в конечном же счете — моногамией (см.). Религией развитого родового строя является анимизм, в котором особо дифференцируются поглощающие начальный тотемизм культ природы и культ предков. В соответствии с этим род имеет своих особо чтимых общеродовых духов, свои общеродовые святилища и празднества, отдельное кладбище и пр.

«Возникнув на средней ступени дикости и продолжая развиваться на высшей ее ступени, — писал Энгельс, — род, насколько позволяют судить об этом наши источники, достигает своего расцвета на низшей ступени варварства» («Происхождение семьи, частной собственности и государства»). С дальнейшим развитием производительных сил, приводящим к возникновению частной собственности и накоплению богатств, к возникновению рабства и разделению на богатых и бедных, начинается распад рода. Наряду с возникающей частной собственностью на землю отдельных семей и их глав, в распадающемся роду весьма стойко сохраняется коллективная собственность на менее интенсивно эксплуатируемую землю, пастбища, леса и пр. Наличие этой коллективной собственности рода обусловливает его устойчивость, несмотря на совершающийся процесс распада. Вместе с тем род остается общественной формой, наиболее устойчиво сохраняющей первобытнообщинные традиции и первобытный демократизм. Выражаясь, в частности, в усиливающейся дифференциации богатых и бедных патриархальных семей и целых родов, образовании «родовой аристократии», возникновении между этими зарождающимися классовыми группировками противоречий, переходящих в антагонизмы, и, наконец, развитии внутриродовых и междуродовых столкновений, распад рода ведет к консолидации племени и к новой организации как родовой, так и племенной власти, затем к превращению ее во власть наследственную, закрепленную за определенными богатыми семьями. С другой стороны, распад рода ведет к появлению военных дружин, особых военных вождей и развитию войны-грабежа. Наконец, противоречия между богатыми и бедными семьями внутри рода ведут к распаду родовых связей и замене их связями территориальными — возникновению соседской общины. Распад рода завершается превращением первобытно-общинного строя в классовый и возникновением государства. Переживая процесс распада, родовой строй сохранялся с исключительной стойкостью в виде уклада у всех народов со вступлением их в стадию классового общества. С такой же стойкостью сохранялись в дальнейшем и разнообразные пережитки родовых форм и отношений. У многих народов сохранялись надолго однородовые поселения, о чем свидетельствуют так называемые патронимические наименования сел. В условиях классовых отношений ряд родовых пережитков приобретает искаженный характер, представляя собой формы замаскированной эксплуатации. С особой стойкостью сохраняются также элементы родовой религии, играющие резко выраженную реакционную роль и в свою очередь используемые перерожденной родовой верхушкой. Род представляет собой исторически универсальную форму организации первобытного общества и свойственен прошлому всех развитых народов. Вместе с тем все современные, даже наиболее отсталые племена, поскольку они изучены, находятся уже на стадии родового строя.

Исторические и этнографические данные о роде как общественной форме начинают собираться и истолковываться с начала 18 века, причем вопрос о роде особо ставится в связи с трактовкой начального общественного строя древних германцев и древней Руси, вызывая так называемую родовую теорию, или теорию родового быта. Впервые проблема рода получила широкое истолкование в трудах Л. Г. Моргана (см.). Отмечая эту заслугу Моргана, Энгельс писал: «Морган сразу разъяснил труднейшие участки древнейшей греческой и римской истории и одновременно с этим неожиданно вскрыл перед нами основные черты общественного устройства первобытной эпохи до возникновения государства» (там же, стр. 65). Однако лишь в труде самого Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» история родового общества получила наиболее четкое и совершенное истолкование. В последующее время из буржуазных авторов существенный вклад в изучение вопросов родового строя был внесен М. М. Ковалевским (см.). Буржуазная наука нового времени, в частности реакционная этнология, обычно с тупым упорством вовсе не признает существования рода, в лучшем же случае, следуя так называемой патриархальной теории (см.), рассматривает род как результат разрастания патриархальной семьи.

М. Косвен.

Большая советская энциклопедия. Гл. ред. О.Ю. Шмидт. Том сорок девятый. Робер – Ручная граната. – М., АО Советская энциклопедия. – 1941. Колонка. 32-34.

Литература:

Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. XVI, ч. 1, [M.J, 1937; Морган Л. Г., Древнее общество, пер. с англ. под ред. М. О. Косвена, [Л.], 1934; Ковалевский М. М., Родовый быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом, вып. 1—2, СПБ, [1905]; Xарузин Н. Н., Этнография, вып. 2— Семья и род, СПБ, 1903.