Английская Ост-Индская компания (ВИ, 1958)
Английская Ост-Индская компания получила королевскую хартию на монополию торговли с Индией в 1600 г. В противоположность голландской компании, созданной под воздействием правительства, английская компания для получения хартии должна была преодолеть сомнения королевы Елизаветы, не желавшей в этот период обострять отношения с Испанией.
Хартия предоставляла английской Ост-Индской компании сроком на 15 лет лишь торговые привилегии — монополию торговли, право беспошлинного экспорта товаров, но не суверенные права, которыми обладала голландская компания.
Первоначальный капитал — 30 тысяч фунтов стерлингов — представлял ничтожную сумму по сравнению с 540 тысячами фунтов стерлингов голландской компании. Но и эту незначительную сумму не удалось собрать сразу. Долгое время английская компания испытывала большие финансовые затруднения.
Начальник первой экспедиции капитан Ланкастер заключил торговый договор (1602 г.) с султаном Аче (остров Суматра). Обратно он вёз послание султана, адресованное Елизавете, и небольшой груз перца. Результаты первой экспедиции оказались бы ничтожными и могли совсем угасить и без того незначительный интерес английских купцов к индийской торговле, если бы не «особая удача». Ланкастер встретил и ограбил португальский корабль с ценным грузом пряностей в 900 тонн. Благодаря этому первая экспедиция английской Ост-Индской компании вполне оправдала себя.
Правление английской компании находилось в Лондоне и состояло из главного директора и коллегии 24 директоров, избиравшихся общим собранием пайщиков на один год. Имея гораздо меньшие по сравнению с голландцами финансовые средства, флот и людские силы, англичане оставались в Индии в XVII в. на вторых ролях. Ост-Индская компания старалась обеспечить себе покровительство Великих Моголов. В этом ей помогало правительство: в 1615 г. для заключения торгового договора Яков I направил ко двору Великих Моголов посольство Томаса Роэ. Весь XVII век английская компания руководствуется лозунгом: «Наш подлинный интерес заключается в том, чтобы дёшево покупать в Индии и дорого продавать в Европе», что, разумеется, не исключало пиратских нападений вооружённых кораблей Ост-Индской компании на индийские и другие местные торговые суда.
Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 701-702.