Накшбандия (СИЭ, 1966)

НАКШБАНДИЙЯ (Накшбанди, Накшибенди, Накшбенди, Ходжагон) - один из дервишских орденов, образовавшийся в 14 веке в Бухаре и затем получивший распространение в ряде мест Средней Азии, Казахстана, Башкирии, Татарии, на Кавказе, а также в Индии, Индонезии, Западном Китае, Афганистане, Иране (среди курдов), Турции, на Мадагаскаре, в Египте, Албании. Название Накшбандия дано по прозвищу его официального основателя бухарского шейха Бахааддина Накшбанда (умер в 1388/89 году), бывшего резчиком (накшбанд) по металлу, а затем палачом при дворе чингисида Казан-хана. В Средней Азии влияние Накшбандия особенно упрочилось в середине 15 века, когда во главе ордена стоял добившийся почти неограниченной власти (имел около 100 тысяч мюридов) феодал ходжа Ахрар. Видными духовными феодалами, владевшими огромными земельными угодьями, большими стадами скота, были и многие из преемников ходжи Ахрара, в числе приверженцев которых находились узбекские ханы из династий Шейбанидов и Аштарханидов; преемники Ахрара эксплуатировали тысячи зависимых крестьян и рабов. Накопление огромных имуществ и участие в политической жизни шейхи Накшбандия оправдывали суфийским учением (см. Суфизм) о «бедности», по их истолкованию, заключающейся не в отсутствии богатства, но лишь в «духовном» отрешении от него, а также задачей мюридов Накшбандия «спасти» отошедший от «истинного» пути мир. Шейхи Накшбандия разжигали фанатизм, нетерпимость к людям другой веры.

В Индии орден играл значительную роль в 16 веке в период Могольской империи; его шейхи представляли интересы наиболее консервативных феодальных кругов. К Накшбандия возводили себя также сектанты-ваисовцы «Староверского общества мусульман Ваисовского божьего полка», получившие распространение среди татар Поволжья во 2-й половине 19 века. Секта ваисовцев распалась в начале 20-х годов 20 века.

В Турции, где шейхи Накшбандия активно участвовали в антиреспубликанских выступлениях (начало 1925 года), орден Накшбандия (одновременно с другими дервишскими орденами) был распущен и его храмы закрыты (1925). Значительные изменения претерпели «ветви» ордена Накшбандия и в других странах; их шейхи, как правило, поддерживают правые реакционные круги.

В СССР Накшбандия сохранились в форме отдельных разобщенных групп и общин верующих, преимущественно в Средней Азии и на Северном Кавказе.

Л. И. Климович. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.

Литература:

Гордлевский В. A., Избр. соч., т. 3, М., 1962, с. 369-92; Климович Л., Ислам в царской России, М., 1936; Иванов П. П., Хозяйство джуйбарских шейхов, М.-Л., 1954; Mozaffari Z., Isannar-dervisler, Qazan, 1931; Annuaire du monde musulman. Rédigé par Louis Massignon, 1954, P., 1955.

Понятие: