Салонные игры [в Китае]

САЛОННЫЕ ИГРЫ. Вообще развлечения, которым предаются члены того или иного общества, коренятся в культуре, сформировавшей их ментальность. Китай не представляет исключения из этого правила, и игры, которым предается в большинстве своем народ, имеют непосредственное отношение к приобретенным культурным навыкам — идет ли речь о стратегии, истории или литературе. Так, в эпоху Тан (618—907 гг.), в период, когда книгопечатание позволило значительному числу людей получить доступ к всевозможным типам текстов, все большая часть населения начала приобщаться к таким культурным областям, как поэзия, музыка, песенное искусство, различные модные искусства.

Конечно, подобная публика состояла из ученых, но также и из разбогатевших торговцев, пожелавших овладеть культурой ученых, из студентов, собиравшихся сдавать экзамены, из тех, кто потерпел на этом поприще неудачу, но кого долго предварительно готовили, из бродячих рассказчиков и певцов, которые черпали свой репертуар и свои выразительные средства из исторических, религиозных и культурных кладезей, известных всем, из женщин, которые получили литературное образование заботами ли их семьи или ввиду того, что им было суждено контактировать с образованными мужчинами в злачных местах, ставших местом их работы.

Что бы ни составляло суть происходящего на салонных встречах, на собраниях литературных кружков или во время действ в увеселительных кварталах, следует отметить, что некоторое число салонных игр литературного характера стало модным и осталось таковым. Эти игры приобретали различные формы: можно было дать задание прочесть целиком поэму, первый стих которой был процитирован одним из членов собрания, или составить поэму, начинавшуюся с заданных слов или рифм или же с какого-то заданного обстоятельства, упомянутого напрямую или же посредством аллюзии. Также можно было сообща составить поэму, после чего каждый должен был добавить к ней какую-то деталь или персонаж. Иногда прибавлялись и другие требования: оставаться в рамках того или иного стиля (стиля «Книги песен» или же какого-то модного поэта и т.д.), использовать лишь такие слова, которые содержали определенный графический элемент (например, представляющий воду, сердце или огонь и т.д.).

Эпоха Тан, без сомнения, является наименее пуританской во всей истории Китая. Женщины и мужчины имеют тысячи возможностей встречаться, и этот вид поэтических состязаний позволяет легко соединять полы и поколения. Представителей самых разных социальных классов можно было обнаружить в своего рода клубах по интересу и призванию: литературных, религиозных, музыкальных или спортивных; известны фигурки, относящиеся к эпохе Тан, изображающие игроков в поло, мы уже видели, какое значение придавалось стрельбе из лука или управлению колесницей.

Существует, наконец, некоторое число настольных игр, практиковавшихся китайцами уже в эпоху Тан. Речь идет о мацзяне, китайском домино, которое состоит из своеобразных костей, вырезанных

из слоновой кости или даже из дерева, и о костях — с давних времен их стук по блюду ритмизирует ночи городов Китая. Игр в кости известно множество, в числе распространенных игр следует также назвать китайские шахматы, которые в ту эпоху были развлечением знати, и, наконец, карточные игры, которые начали распространяться в Китае при Тан. Этим играм предавались у себя дома, в чайных домах, в городских игорных заведениях, где игра шла на деньги и где ставки росли очень быстро.

Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, с. 319-322.

Понятие: