Рабство в Японии

Японский народ принадлежит к числу тех народов, которые, как и большинство славянских и германских племен, совершили переход к феодализму от первобытнообщинного строя, минуя рабовладельческий, при сосуществовании, однако, с пережитками рабовладельческого социально-экономического уклада, и первобытнообщинных отношений, сохранившимися в раннефеодальный период.

Различные причины как внутреннего, так и внешнего характера воспрепятствовали перерастанию рабства, достигшего в Японии в VIII в. наивысшего развития, в рабовладельческую формацию, т. е. обусловили специфическое проявление общих закономерностей развития социально- экономических формаций.

Земледелие — главная в ту эпоху отрасль хозяйства — находилось в руках крестьян — свободных общинников, составлявших 80—90% населения страны. Рабы независимо от их численности не определяли господствующих производственных отношений. Основой производства был труд крестьянина, господствующей формой эксплуатации — эксплуатация феодальная. Малопроизводительный рабский труд не имел решающего значения в хозяйстве и был подсобным; он носил патриархальную форму и в производственных целях применялся ограниченно.

[23]

Кроме того, гористость Японских островов и весьма примитивные сельскохозяйственные орудия не позволяли создавать крупные латифундии, для обработки которых был бы выгоден даровой труд раба.

Препятствием для перехода к рабовладельческому способу производства являлся также ограниченный источник пополнения рабов. Упорное сопротивление во время межплеменных войн воинственных племен, в особенности айну на севере страны и кумасо на юге, было серьезной преградой для обращения их в рабство. После вытеснения японцев С562 г.) с южной оконечности Корейского полуострова (Мимана) возможность пополнения рабов за счет корейских военнопленных почти полностью исчезла. Еще меньшее место занимало долговое рабство — обращение в рабов общинников за неуплату долгов и налогов.

Характерной чертой японского рабства было то, что оно являлось по преимуществу домашним, рабы находились главным образом в распоряжении феодальной знати. Вместе с тем широкое распространение имели государственные рабы, обслуживавшие императорские склепы и различные правительственные учреждения. Рабы находились также во владении храмов и монастырей.

Рабы не обладали никакими правами, их быт и поведение строго регламентировались. Браки разрешались только между рабами, а между полноправным населением и рабами — запрещались. Частично существовала и работорговля: раб оценивался в 700—1000 снопов риса, рабыня — в 600—800 снопов. Согласно кодексу Тайхо (701 г.), рабы получали 2/з надела свободного. Однако фактически эти наделы принадлежали владельцам рабов, а потому стали дополнительным источником концентрации земель в руках феодальной знати.

Существенное значение для смены первобытнообщинного строя феодальным в Японии имела крепкая сельская (соседская) община, внутри которой периодически производился передел земли, сплачивавший крестьян — членов общины.

Немаловажным для перехода Японии от первобытнообщинного строя непосредственно к феодальному обществу был и внешний фактор. Централизованная феодальная империя Китая, уже прошедшего рабовладельческий путь развития, прямо или косвенно оказывала воз-действие на феодализацию соседней Японии как в экономическом, так и в культурном отношении.

Разложение первобытнообщинных отношений в Японии повело не к торжеству рабства, сохранившегося в патриархальной форме, и рабовладельческого способа производства, а к победе феодальных отношений. Феодальный экономический уклад, одно время сосуществовавший с рабовладельческим, стал преобладающим и превратился в феодальную формацию с господствующим феодальным типом производственных отношений.

Но феодальные отношения в Японии, как и в ряде стран Востока, несколько последующих столетий сочетались с отношениями рабства.

[24]

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970, с. 23-24.

Понятие:

Яндекс.Метрика