Нара
ШЕСТЬ БУДДИЙСКИХ ШКОЛ НАРА. Эти шесть школ китайского буддизма впервые появились в Японии на протяжении VII и VIII столетий и стали официальными в период Нара (710—794), названные так в честь столицы, где они находились.
Санрон — школа, основанная на писаниях индийских монахов Нагарджуны и его ученика Арьядевы, сосредоточивавших свое внимание на понятии пустоты (санскр. шуньята) и представлении о том, что все предметы в мире явлений возникают из причинно-следственных взаимоотношений со всеми прочими феноменами. Школа Санрон впервые появилась в Японии в начале VII века и размещалась в Гангодзи и Дайандзи, Нара.
Дзодзицу — школа, основывающаяся на учении индийского монаха Харивармана. Сосредоточена на идее о том, что в мире существует два уровня правды: временная (реальный опыт людей в непросветленном государстве) и абсолютная — просветленное и осмысленное понимание того, что пустота (санскр. шуньята) определяет всю действительность. Считающаяся одной из шести школ Нара, Дзодзицу фактически являлась ответвлением школы Санрон.
Хоссо. Основывается на ряде текстов учения Иогакара, преподававших принцип «только сознание», заключавшийся в представлении о том, что тщательный анализ особенностей мирских явлений показывает, что они не существуют вне нашего разума. Японские монахи Досё в Гангодзи и Гэмбо в Кофукудзи были первыми последователями этой школы.
Куся. Основывается на учении индийского монаха Васубандху, учившего тому, что дхармы — формирующие элементы, из которых состоят все вещи, — существуют, в отличие от устойчивого эго или души.
Кэгон. Школа Кэгон основана на Сутре Цветочной Гирлянды (Кэгон-кё). Этот текст учит тому, что все вещи взаимосвязаны. Эта школа была впервые представлена в Японии китайскими и корейскими монахами в VIII столетии. Центром этой школы в Японии является Тодайдзи, Нара.
Рицу. Школа Рицу подчеркивает значение строгого следования правилам монашеской дисциплины, известным на санскрите как виная. Была основана в Японии в 753 году китайским монахом Гандзином. Он установил платформы посвящения (кайдан) в Тодайдзи и Тосёдайдзи, Нара.
Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 268-269.