Франкфуртская школа (Фролов, 1991)

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА — на правление леворадикальной социально-философской мысли на Западе, вариант так называемого неомарксизма. Возникла с 30-х гг. на базе Франкфуртского института социальных исследований. Воззрения главы Франкфуртской школы М. Хоркхаймера (1895—1973) сложились в русле леворадикального ответвления немеукого неогегельянства. Среди ведущих представителей Франкфуртской школы обычно называют Адорно, Маркузе, Фромма. Ф. Поллока, Л. Левенталя; после 2-й мировой войны сложилось «среднее» поколение франкфуртцев (Хабермас, А. Шмидт, О. Негт, А. Вельмер); в 60-е гг. возникает самое молодое и наиболее экстремистски ориентированное поколение (Х.-Ю. Краль и др.). Эволюция Франкфуртской школы предстает как движение от «критической теории общества» (как она выступила в работах Хоркхаймера и Маркузе во второй половине 30-х гг.) к пессимистической философии истории (представшей впервые в совместной работе Хоркхаймера и Адорно «Диалектика просвещения», 1947) и к «негативной диалектике» (резюмированной в появившейся в 1966 работе Адорно «Негативная диалектика» и ряде работ Маркузе), а от нее — к пессимистическому примиренчеству. Основная тенденция всей этой эволюции заключалась в идее «снятия» всего природно-объективного в социальных отношениях, отождествляемых с универсализированными (распространенными на всю историю человеческой цивилизации) товарно-денежными отношениями. Популярность Франкфуртской школы росла по мере нарастания на Западе движения <новых левых» и пошла на убыль вместе с упадком этого движения.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 501-502.