Парламент английский (СИЭ, 1967)

ПАРЛАМЕНТ английский - сначала (при феодализме) сословно-представительное собрание, затем (в буржуазной Англии) высший законодательный орган. Английский парламент как орган сословного представительства возник в ходе длительной борьбы за власть между королем, крупными феодалами (бароны и прелаты), с одной стороны, и блоком мелких феодалов (рыцарства) с городской верхушкой - с другой. Лидер этого блока - Симон де Монфор - в поисках союзников против баронской олигархии впервые в январе 1265 года созвал парламент, в который, кроме верных ему прелатов и баронов, пригласил представителей так называемых «общин» - по 2 рыцаря от каждого графства и по 2 горожанина от наиболее крупных городов. После гибели Монфора в августе 1265 года и восстановления монархии король Эдуард I использовал этот прецедент, видя в представительном парламенте опору против баронской олигархии. С 1295 года парламент в таком составе стал собираться уже регулярно. Он являлся представительством крупнейших светских и духовных феодалов - баронов и прелатов (вызывавшихся на заседания парламента личными письмами короля), рыцарства и городской верхушки (представители которых выбирались на местных собраниях). Крепостные крестьяне, большая часть свободного крестьянства и горожан не были представлены в парламенте.

Возникновение парламента знаменовало оформление в Англии так называемой сословной монархии и являлось отражением экономических и социальных сдвигов, происходивших в 12-13 веках. Он был выражением и орудием политического компромисса, достигнутого между основными группировками класса феодалов (при участии верхушки городов) в итоге борьбы за власть. В 1343 году структура парламента была окончательно закреплена разделением его на «палату лордов» (House of Lords), членство в которой с конца 14 века стало наследственным (право пэрства), и «палату общин» (House of Commons), в которой представители рыцарства и городов заседали вместе. Объединение рыцарства и горожан в одной палате, а также отсутствие в английском парламенте особого представительства от духовенства как сословия составляли его важную особенность по сравнению с другими сословными собраниями средневековья. Этим во многом определялось относительно большое политическое влияние английского парламента (значительное большее, чем, например, французских Генеральных штатов). В 1297 году парламент получил право разрешения основных налогов, в 1322 году - право санкционировать важнейшие законы. С конце 14 века он располагал уже законодательной инициативой: парламентские законы - статуты принимались по петициям палаты общин с утверждения палаты лордов и короля. В 14 веке парламент дважды низлагал неугодных ему королей: Эдуарда II (в 1327 году) и Ричарда II (в 1399 году). В то же время он содействовал дальнейшему укреплению английского феодального государства, сплачивая феодалов вокруг центральной власти и помогая ей проводить антикрестьянскую политику. Парламент продолжал созываться и при абсолютизме. При Тюдорах он даже расширил свою компетенцию, будучи в то же время послушным инструментом в руках королей (в значительной мере потому, что большинство парламента в этот период составляло новое дворянство и буржуазия, всецело поддерживавшие политику этой династии). Расхождения между королем и парламентом начались только с конца 16 века, когда абсолютизм перестал удовлетворять буржуазные элементы. В 17 веке парламент становится центром политической оппозиции абсолютизму Стюартов, нарушавших прежние права парламента и даже пытавшихся править без парламента. Так называемый Долгий Парламент (1640-1653) сыграл большую роль в английской буржуазной революции 17 века, возглавив политическую борьбу, а затем гражданскую войну против Карла I, завершившуюся его казнью и объявлением республики. В ходе революции парламент (в 1649-1657 годы он состоял из одной палаты общин; палата лордов была упразднена с установлением республики) стал высшей властью в стране, объединяя все функции государственной власти (законодательной, военной, судебной, финансовой и административной) (до установления протектората Кромвеля в 1653 году). После реставрации Стюартов (1660) парламент был восстановлен в прежнем (дореволюционном) виде. Он стал центром политической буржуазно-дворянской (вигской) оппозиции режиму реставрации, неоднократно распускался королями и возглавил государственный переворот 1688-1689 годов (так называемая «Славная революция»).

При новом режиме парламент добился значительного расширения прав. Согласно «биллю о правах» (1689), король не имел права приостанавливать действие законов или их исполнение без согласия парламента; парламент стал определять контингент армии, получил право санкции всех налогов, право на любые петиции, свободу выборов в парламент, дебатов в парламенте, обеспечивался регулярный созыв парламента и т. д. Ряд положений «Акта о престолонаследии» (1701) был направлен на обеспечение независимости членов палаты общин от королевской власти. Из средневекового сословного собрания парламент постепенно превратился в высший законодательный орган конституционной буржуазной монархии. Опираясь на двухпартийную систему (партий «тори» и «вигов», затем консерваторов и либералов), парламент направлял политику Англии через ответственный кабинет министров, составлявшийся из членов партии парламентского большинства (порядок, вполне утвердившийся к 30-40-м годам 19 века). В результате ряда реформ, проведенных под давлением радикально-демократического и рабочего движения, произошла некоторая демократизация парламента: парламентской реформой 1832 года были ликвидированы «гнилые местечки» - оплот феодально-консервативных избирателей и за этот счет расширено представительство буржуазии промышленных центров; в результате снижения имущественного ценза в число избирателей попала часть промышленных (реформа 1867 года) и сельскохозяйственных (реформа 1884 года) рабочих. В 1918 году избирательное право получили женщины. В 18 и 19 века возросло политическое значение палаты общин за счет палаты лордов - наиболее консервативной части парламента. Акт 1911 года законодательно закрепил право палаты общин решать вопрос о бюджете без санкции палаты лордов. В 19 веке Англия - страна классического развития буржуазного парламентаризма. С наступлением империализма и укреплением власти монополий, несмотря на внешнюю демократизацию парламента, он фактически начал терять прежнее политическое значение и реальную возможность оказывать решающее влияние на правительство, которое, независимо от принадлежности его членов к одной из двух партий (теперь это консерваторы и лейбористы), осуществляет политику в интересах монополистического капитала. Вместе с тем парламент в Англии, как отмечают английские коммунисты, может быть превращен - при определенных условиях – «...в эффективное орудие воли народа, с помощью которого будут проведены основные законодательные мероприятия, обеспечивающие переход к социализму» ("XXV Чрезвычайный съезд Коммунистической партии Великобритании", М., 1958, с. 150).

История английского парламента и парламентских учреждений находится в числе тем, привлекавших наибольшее внимание буржуазной либеральной историографии как в самой Англии, так и за ее пределами, поскольку в английском парламентском строе ее представители всегда видели образец и воплощение «политической свободы» и всемерно восхваляли этот строй.

В обширной буржуазной литературе по истории парламента особенно спорным является вопрос о происхождении и характере средневекового парламента. Хотя для всей этой литературы характерно изображение политического строя средневековой Англии, как идеального воплощения ограниченной монархии, место и роль парламента в этом строе определяются по-разному. Историки национально-либеральной школы 19 века (Г. Галлам, У. Стебс, Р. Гнейст), их русские единомышленники (M. M. Ковалевский, Д. М. Петрушевский и др.) и современные последователи «корпоратисты» (Б. Уилкинсон, Э. Кэм, Эдуарде) считают парламент 13-15 веков сословным собранием, родившимся в социально-политической борьбе, в которой они, однако, неправомерно видят борьбу «народа» за свободу - против тирании королей. Они придают парламенту самостоятельное политическое значение как органу, ограничивавшему власть короля, и видят в нем прямого предшественника современного парламента. Историки «критического направления», возникшего на рубеже 19-20 веков (Ф. Мейтленд, Ш. Пти-Дютайи, А. Поллард), и их современные последователи (так называемые «парламентисты» - Ч. Н. Макилвейн, Г. А. Хаскинс, Дж. Э. Джолиф и др.), подчеркивая феодальную природу средневекового парламента и отличие его от буржуазного, полностью отрицают его связь с социально-политической борьбой своего времени, утверждают, что он никогда не был сословно-представит. собранием и возник по воле и для удобства королей - как административный орган королевской власти, в руках которой он всегда был послушным орудием. Аналогичные споры ведутся относительно парламента тюдоровской эпохи по вопросу о том, следует ли считать правление Тюдоров «конституционным» (парламентским) или «деспотическим».

E. В. Гутнова. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Источники:

Rotuli Parliamentorum, v. 1-6, (L., 1767-1777); The Statutes of the Realm, v. 1-12, L., 1810-28; Parliamentary writs and writs ot military summons, v. 1-2, L., 1827-34; The constitutional documents of the Puritan revolution. 1625-1660, ed. by S. R. Gardiner, 3 ed., Oxf., 1906; Journals of the House of Commons, 1547-; Journal of the House of Lords, 1509-; The parliamentary history of England, ed. by W. Cobbett and J. Wright, v. 1-36, L., 1806-20; The Parliamentary debates from the year 1803 to the present time... publ. under the superintendance of Т. С. Hansard, ser. 1-5, L., 1812-.

Литература:

Гнейст Р., История гос. учреждений Англии, пер. с нем., М., 1885; Гутнова Е. В., Возникновение англ. парламента, М., 1960; Петрушевский Д. М., Очерки из истории англ. гос-ва и общества в средние века, 4 изд., М., 1937; Некрич А. М., Поздеева Л. В., Гос. строй и политич. партии Великобритании, М., 1958; Харвей Д. и Худ К., Британское гос-во, пер. с англ., М., 1961; Rollard A. F., The evolution of parliament, L., 1920, 2 ed., L., 1964; Stubbs W., The constitutional history of England, (4) ed., v. 1-3, Oxf., (1926-29); Maitland F. W., Constitutional history of England, Camb., 1911; Wilkinson В., Constitutional history of England (1216-1399), v. 1-3, L., (1948-58); его же, Constitutional history of England... (1399-1485), Aberdeen, 1964; Williams С. Н., The making of the Tudor despotism, L.-N. Y., (1935); Neale J. E., Elizabeth 1 and her parliaments. 1559-1581, L., 1953; Elton G. R., The Tudor revolution in government, Camb., 1953; Jennings!., Parliament, 2 ed., Camb., 1957; Wielding N., Laundy Ph., An Encyclopaedia of Parliament, L., (1958).

Понятие: