Философская антропология (Фролов, 1991)
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (греч. anthropos — человек и logos — учение, слово) — 1) философское учение о человеке, получившее широкое развитие в последние годы, некоторыми философами-марксистами рассматривается как философская дисциплина, отвечающая на вопрос «что такое человек?», синтезирующая объективно-научное и ценностное видение человека и мира; 2) течение в современной философской мысли, окончательно сложившееся после 2-й мировой войны в Западной Германии. Основные идеи и методологические установки Ф. а. восходят к работам М. Шелера «Положение человека в космосе» (1928), Г. Плесснера «Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию» (1928). Представители Ф. а.— Г. Хенгстенберг, А. Гелен, П. Ландсберг, Э. Ротхакер и др.— ориентируются на создание «синтетической» концепции человека, видят в философии учение «о сущности и сущностной структуре человека», «о человеке с точки зрения самого бытия человека». Анализируя «субстрат» и «сущность» человека, представители Ф. а. сводят субстратную сторону к сущностной или, наоборот, сущностную — к субстратной. В рамках подобной интерпретации прослеживаются биологическая и функционалистская ветви современной Ф. а. Сторонники биологического варианта подменяют понятие человеческой сущности понятием естественного субстрата, рассматриваемого в плане идеалистического натурализма и биологизма. Сторонники функционалистской трактовки абсолютизируют факт отчужденности человека в системе капиталистических отношений и интерпретируют эти отношения в духе идеалистического символизма. Обращение «антропологов» к этим проблемам — гносеологический источник возникновения частных дисциплин: от «культурной антропологии» Кассирера, М. Ландмана до «реалистической антропологии» Г-К. Кальтенбруннера. Эклектическая смесь феноменологии Гуссерля, философии жизни, экзистциализма в рамках Ф. а. порождает модель человека как «устремленной к себе индивидуальности», социальные связи которой изображаются в виде зависимостей от «потустороннего» начала. Подобные выводы затушевывают действительные социально-классовые антагонизмы. Смысл жизни человека, как правило, выводится из «вневременного» смысла, нередко трактуется в откровенно религиозном плане. Отождествление «подлинного» марксизма с учением о «тотальном человеке» — теоретическая основа «философии надежды» Блоха, «абстрактного гуманизма» Э. Фишера и т. п.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 491.