Любовь к ближнему
ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ - христианская заповедь, распространению которой церковь уделяет особенно большое внимание. Проповедь любви к ближнему не лишена внешней привлекательности и поэтому широко используется церковью в пропаганде религии. Сущность любви к ближнему может быть понята в том случае, если ее рассматривать в контексте со всем христианским вероучением и в ее практическом применении. Тогда обнаруживается, что любовь к ближнему насквозь эгоистична и антигуманна. Любить ближнего, оказывается, надо не из чувства солидарности, не из желания человеку добра, не раде самого ближнего, а для достижения личного спасения. Над заповедью о любви к ближнему возвышается заповедь о любви к богу, которая считается «первой и наибольшей заповедью». Евангельский Христос поучает: «Кто любит отца или мать более, нежели меня, не достоин меня; и кто любит сына или дочь более, нежели меня, не достоин меня» (Мф., 10:37) *. Христианские проповедники до сих пор приводят в качестве образца любви к богу готовность Авраама принести в жертву богу своего сына Исаака. Во имя любви к богу церковь учит безропотно переносить страдания, любить тех, кто приносит эти страдания, любить своих врагов. Проповедь любви к ближнему в классовом антагонистическом обществе не только лицемерна, но антисоциальна и антигуманна, ибо помогает угнетателям держать трудящиеся массы в повиновении, оправдывает и укрепляет эксплуататорский строй. В социалистическом обществе она служит препятствием распространению среди верующих норм коммунистической морали.
Карманный словарь атеиста. Под общ. ред. М.П. Новикова. 7-е изд. М., 1987, с. 140-141.
Примечания «ПК»
Издание 1987 года в своем атеистическом запале даже положения Священного писания трактует с сильными искажениями. Вот и приведенная цитата из Евангелия оторвана от исторического контекста. А дело в том, что на древнем Ближнем Востоке, как, впрочем, и сегодня, господствует общинно-родовое сознание. Браки заключаются не по любви, а как союзы родов и кланов. Причем, это утверждение и сегодня справедливо как в отношении богатых арабских семейств, так и в отношении высших иудейских «элит» - допускаются только брачные союзы между строго определенными родами, в число коих не имеют шансов попасть большинство прочих. Так вот, в древности упомянутая проповедь Христа была направлена на то, чтобы вычленить из архаических родоплеменных связей отдельную личность. И вообще христианство как учение обращено не к прежнему общинному обществу, а к личностям. Личные качества, а не принадлежность к известному и богатому роду, впервые стали по-настоящему самоценными именно в христианстве. Именно потому христианство так и не прижилось на общинно-родовом Ближнем Востоке, уступив здесь мусульманству, а Западной Европе, где в конце античности и раннем средневековье именно личная доблесть ценилась превыше всего, независимо от происхождения. Именно эта идея и содержится в приведенном фрагменте из Евангелия: каждый человек ценен не близостью к кровным родственникам, а способностью подняться над этим чисто биологическим родством до сознания себя самостоятельно мыслящей личностью. Этот тезис предлагает на место племенного трайбализма поставить самосознание человеком себя как принадлежащего к некой большей общности. Именно этот перелом в сознании и дал в конце концов толчок к формированию таких общностей как народность и нация.