Выбор нового уэй тлатоани

Когда император умирал, его место занимал, как правило, брат либо сын предыдущего правителя, иногда, правда, выбор падал на племянника или внука. Высокий совет из тетекутин, владык, являвшихся родственниками скончавшегося правителя, избирал следующего уэй тлатоани. Сиуакоатлъ тоже мог назвать имя следующего тлатоани. Однако стать тлатоани мог лишь тот, кто соответствовал одному важному условию: претендент должен был быть тлакатеккатлем. Это один из чинов в высшем военном совете, состоявшим из четырёх братьев либо родственников тлатоани. Тлакатеккатль и тлакочкалъкатль были высшими военными командирами, занимавшими должности отонтин (отоми) и сиаучике (стриженые). Эти две должности могли занимать только самые отважные и опытные воины.

Уэй тлатоани был не только опытным воином, но и глашатаем Уицилопочтли, и в этом качестве он устраивал религиозные праздники и отправлял множество общегосударственных ритуалов. Уэй тлатоани обожествляли, так как считали его избранником бога Тескатлипоки. Тескалитпоку («Дымящееся зеркало» или «Обсидиановое зеркало») связывали с представлением о судьбе или роке. Он был всемогущ и являлся основой, пускай и нематериальной, политической власти. Этому богу, наделявшему политической властью, возносили самые длинные и горячие молитвы во время обрядов, отправляемых при восшествии на престол.

Когда человека избирали новым тлатоани, он, прежде чем становился достойным говорить от имени богов Тескатлипока и Уицилопочтли, должен был принять участие в ряде церемоний и мероприятий. Эти церемонии отправляли на протяжении всего инаугурационного периода, который длился несколько дней.

Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 112.

Понятие: