Крестьянство во Франции IX—XI вв.

Утрата крестьянством права собственности на землю и сосредоточение земли в руках крупных (светских и духовных) землевладельцев привели к тому, что место свободной крестьянской общины, являвшейся в своё время основой франкского общества, заняло феодальное поместье, а свободное франкское крестьянство в своей массе сделалось крепостным. При этом община-марка совсем не исчезла. Но она превратилась теперь в зависимую, или крепостную, общину, подчинённую власти феодала. В таком виде крестьянская община продолжала существовать на протяжении всего средневековья, давая крестьянству дополнительные возможности и организацию в борьбе против феодальной эксплуатации.

Господствующей формой феодальной ренты в этот период во Франции была рента отработочная. Крестьянин, который вёл собственное хозяйство на земле феодала, был обязан за это работать на барщине, возделывая поля господина при помощи своего скота и своих сельскохозяйственных орудий. Таким образом, труд крепостного крестьянина (серба) на себя я свою семью в этот период, как правило, был отделён во времени и в пространстве от его труда на феодала — собственника земли. Не довольствуясь работой сервов на барщине, феодалы стремились умножить повинности крепостных крестьян. В течение X—XI вв. феодальная рента имела тенденцию к непрерывному увеличению. Крепостной крестьянин облагался новыми повинностями и налогами по произволу своего сеньора (так называемая неограниченная талья), не был защищён законом, не мог ни жениться, ни переменить жилища, ни передать кому-либо своего имущества без разрешения господина и пр.

К тому же к концу Х в. сеньоры присвоили себе крайне мучительные для крестьянина права, носившие название баналитетов и означавшие монополию феодала на помол зерна, выпечку хлеба и выжимание винограда. Если феодал обладал правом баналитета, крестьянин был обязан молоть зерно только на господской мельнице, печь хлеб только в господской печи и давить виноград только господским прессом. За всё это крестьянин должен был платить дополнительные поборы в пользу своего сеньора.

О крайне тяжёлом положении непосредственных производителей во Франции свидетельствует письмо аббата (настоятеля) монастыря Клюни, писавшего в начале XII столетия: «Всем ведомо, как светские сеньоры утесняют своих несвободных крестьян — мужчин и женщин. Не довольствуясь обычными их повинностями, они постоянно и без милосердия изъявляют притязания на самое их имущество, вместе с их личностью и на самую их личность вместе с имуществом. И вот, сверх положенного они трижды, четырежды и сколько им вздумается раз в году добро их расхищают, бесчисленными службами их утесняют и тяжкое невыносимое бремя на них налагают, так что большинство вынуждено покидать собственную землю и убегать на чужбину».

Несравненно меньшую часть крестьянства во Франции составляли лично свободные крестьяне — вилланы, которые зависели от феодала по земле, но не несли повинностей, связанных с личной несвободой.

Тяжёлое положение крепостных и феодально-зависимых крестьян усугублялось постоянными неурожаями и голодовками, связанными с низкой техникой сельского хозяйства, почти не изменявшейся в течение столетий. Хроники того времени переполнены описаниями стихийных бедствий, вся тяжесть которых в условиях феодальной эксплуатации падала на народные массы. Голодовки, сопровождавшиеся всевозможными эпидемиями, повторялись периодически. Естественно, что в таких условиях непрерывно усиливавшаяся феодальная эксплуатация вызывала со стороны крестьян всё возраставший отпор.

Всемирная история. Том III. М., 1957, с. 168-169.

Понятие: