Секуляризация

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (франц. sécularisation, от лат. saecularis, здесь - мирской, светский) - 1) Обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. В таком смысле термин «секуляризация» впервые был употреблен при переговорах, предшествовавших заключению Вестфальского мира 1648 года. В раннем средневековье секуляризация в значительной мере носила характер перераспределения государством земельной собственности, передачи части земель от церковных феодалов светским (главным образом военно-служилому слою феодалов). Широкая секуляризация была проведена в 1-й половине 8 века во Франкском государстве Карлом Мартеллом, раздававшим конфискованные церковные земли в качестве бенефиция военно-служилой знати. В Византии секуляризация проводилась неоднократно, особенно императорами, поддерживавшими иконоборчество. В период образования централизованных национальных государств секуляризация являлась одним из способов освобождения королевской власти от церковной опеки и укрепления государственных финансов за счет доходов духовенства (например, путем конфискации имущества ордена тамплиеров в начале 14 века). Церковное землевладение, консервировавшее наиболее отсталые феодальные порядки, являлось помехой в развитии капиталистического уклада. Особенно большого размаха секуляризация достигла в 16 веке и была связана с Реформацией. Требование секуляризации, выдвигавшееся идеологами Реформации - Дж. Уиклифом, Я. Гусом, М. Лютером, встретило поддержку со стороны части светских феодалов и феодальных государей, стремившихся использовать секуляризацию в своих интересах. После подавления Крестьянской войны 1524-1525 годов немецкие князья, присоединившиеся к Реформации, провели секуляризацию. В 1525 году гроссмейстер Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский секуляризовал земли ордена, образовав наследственное светское герцогство (Пруссию), вслед за этим были секуляризованы многочисленные церковные княжества Северо-Восточной Германии (так была создана материальная база для возникающего прусского юнкерства). Аугсбургский религиозный мир 1555 года узаконил секуляризацию, произведенную в Германии до Пассауского договора 1552 года, но установил, что при последующем присоединении представителей духовенства к Реформации они теряют права на свои владения, которые возвращаются католической церкви. Вестфальский мир 1648 года санкционировал секуляризацию, произведенную до 1624 года. Секуляризация, проведенная в 1527 году в Швеции (см. Вестеросские риксдаги), содействовала укреплению королевской власти. Секуляризация в широком масштабе сопутствовала распространению цвинглианства и кальвинизма в швейцарских кантонах. Реформация в Дании сопровождалась переходом церковной земель в руки короля (1536), затем секуляризация была распространена на подвластные в то время Дании Норвегию (1536) и Исландию (1540-1550). В ходе Нидерландской буржуазной революции 16 века были секуляризованы церковные земли в Голландии, они переходили в руки буржуазии, крестьяне, потерявшие права на свои прежние земельные наделы, превращались в краткосрочных арендаторов или батраков. Реформации в Англии также сопутствовала секуляризация монастырских имуществ (1536-1539); в результате распродажи секуляризованных королевской властью земли перешли во владение буржуазии и джентри. Секуляризация ускорила процесс экспроприации английских крестьян и способствовала процессу так называемого первоначального накопления (см. К. Маркс, Капитал, т. 1, 1955, с. 718-67). Секуляризация являлась существенным элементом аграрных преобразований периода Английской буржуазной революции 17 века (ордонансы 1646 года об уничтожении архиепископств и епископств, секуляризации и распродаже их земель). Во 2-й половине 18 века, в период разложения феодальной системы, когда феодальное государство пыталось приспособиться к буржуазным отношениям и шло на уничтожение сверху наиболее обветшалых феодальных институтов, секуляризация являлась важным элементом его политики - политика так называемого просвещенного абсолютизма (секуляризация, проведенная в Австрии Иосифом II, в Португалии - Помбалом, и др.).

Сокрушительный удар феодальной собственности церкви нанесла Великая французская революция: декретом от 2 ноября 1789 года церковно-монастырские земли были национализированы и в результате последующей распродажи в значительной мере попали в руки буржуазии. После Люневильского мира (1801) Наполеон, чтобы вознаградить своих союзников из немецких князей, разрешил им секуляризовать церковные княжества; в результате проведенной Наполеоном в 1803-1804 годы в Германии «медиатизации» (ликвидация мелких немецких государств и присоединение их территорий к более крупным) были уничтожены почти все церковные княжества и другие духовные владения. Секуляризация проводилась также в период объединения Италии (наиболее крупные в 1855, 1866 годы, ликвидация Папской области в 1870 году). Частичные секуляризации производились в Португалии (1834 и 1910-1911 годы), Испании (1835, 1837 и 1932 годы) и в других государствах. Во Франции декретами 1901, 1904, 1905 годов были уничтожены вновь возникшие в 19 веке религиозные ордена и конгрегации, церковное имущество передавалось государству. Секуляризация способствовала ликвидации остатков феодальной собственности, укреплению капитализма и буржуазного государства, в целом имела прогрессивное значение. Секуляризация осуществлялась в разное время и в некоторых государствах Востока и Латинской Америки (например, в Китае - указ 710 года о секуляризации земель буддийских и даосийских монастырей, секуляризация в 845 году значительной части земель и рабов буддийских монастырей; секуляризация в Турции в результате Кемалистской революции - законы 1924-1925 годов; Секуляризация в Тунисе - законы 1956-1957 годов; в Мексике - законы 1833, 1856 годов, конституция 1917 года). Однако секуляризация, проведенная феодальными или буржуазными государствами, означала лишь переход земельной собственности из одних рук в другие либо внутри класса феодалов, либо от одного господствующего класса к другому - классу буржуазии; сохранялась частная собственность на землю; народные массы никакой материальной выгоды от секуляризации не получали; иногда секуляризация сопровождалась резким ухудшением положения значительной части крестьянства. Впервые секуляризация была проведена в интересах народа лишь в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции, когда церковное имущество в России декретом 1917 года было объявлено всенародным достоянием. В зарубежных социалистических странах в ходе аграрных преобразований после 2-й мировой войны крупное церковное землевладение было ликвидировано (см. в ст. Монастыри).

Б. Я. Рамм. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ - СЛАВЯНЕ. 1969.

Литература:

Савин A., Английская секуляризация, (М., 1908); Архангельский С. И., Из истории аграрного законодательства эпохи Великой английской революции, "ИАН", Отделение общественных наук, 1931, No 10; Brück Н., Geschichte der katholischen Kirche im 19. Jahrhundert, Bd 1, Mainz, 1902; Tatham G. В., The sale of episcopal lands during the Civil wars and commonwealth, "The English Historical Review"; 1908, v. 23, No 89; Lesne Й., Histoire de la propriété ecclésiastique en France, t. 1-8, Lille - P., 1910-43; Buholzer J., Die Säkularisationen katholischer Kirchengüter während des 18. und 19. Jahrhunderts, Luzern, 1921; Kallen G., Der Säkularisationsgedanke in seiner Auswirkung auf die Entwicklung der mittelalterlichen Kirchenverfassung, "Historisches Jahrbuch der Görres-Gesellschaft", 1924, Bd 44, S. 197-210; Müssener H., Die Säkularisation der katholischen Kirche in Deutschland, Düsseldorf, (1928); Lehnert H., Kirchengut und Reformation, Erlangen, 1935.