Благодать (Василенко, 1996)

БЛАГОДАТЬ (греч. charis, лат. gratia) - 1) Милость Божия к человеку, его любовь, не обусловленная заслугами человека. 2) У многих христианских философов благодать исходящая от Бога жизненная сила или энергия, производящая любовь к добру и истине, к Богу и ближнему, делающая личность нравственно зрелой, вдохновляющая на поиск истины и на ответственность перед ней и за нее, содействующая ее обретению; благодать даруется Богом для постоянства в совершении добра и в верности истине. 3) По Августину, благодать непринудительным образом касается воли человека, чье сердце раскрылось к Богу, чтобы согласовать ее с волей Отца. Есть также благодать, которая просвещает разум человека, содействует тому, чтобы раскрывались его высшие познавательные способности. 4) У Бонавентуры благодать есть основание воли, что не всеми принимается безоговорочно (см.: свободная воля и благодать). 5) Н. Бердяев противопоставлял христианский Восток христианскому Западу по признаку их отношения к благодати-на Западе больше говорят об оправдании благодатью, тогда как на Востоке-о преображении человеческой природы и рождении новой твари. Однако, между Востоком и Западом больше общего, чем думал Бердяев. 6) Благодать - это знание, что другие существуют. (С. Вайль). 7) Благодать безмерна, она означает, что сама Жизнь Христа, Дух Божий поднимается в нас (О. Клеман); ответом человека на благодать является доверие и вера. 8) В томизме: «Единственный акт, выполненный в царстве благодати, является более ценным, недели все, что имеет место в порядке природы» (С. Свежавски). (См. также: харизма).

Василенко Л.И. Краткий философско-религиозный словарь. М., 1996.

Понятие: