Возрождение и гуманизм

ВОЗРОЖДЕНИЕ И ГУМАНИЗМ. Краткий очерк итальянских войн дает представление о той напряженной атмосфере, которая царила во Франции в первую половину века. И все же французское дворянство нашло в этих войнах отдушину для своей воинственности и жажды добычи, а это предохранило Францию от внутренних потрясений.

Время итальянских войн было временем сравнительного спокойствия внутри, периодом большой созидательной работы, экономического и культурного подъема.

XVI век в истории Франции — век Возрождения и гуманизма. Немалую роль в этом культурном подъеме сыграла Италия, с которой познакомились французские дворяне-«крестоносцы». Высокая культура и уровень жизни дворянских и буржуазных кругов Италии поразили воображение грубых и воинственных французских сеньоров и рыцарей, когда они в 1494 году впервые перевалили через Альпы. Вышитые перчатки, носовые платки, парчовые платья, бархатные и атласные костюмы, паркет, лепные потолки приводили спутников Карла VIII в такое же изумление, как и картины и статуи знаменитых мастеров.

Нет ничего удивительного, что среди «трофеев» войны во Францию, наряду со скульпторами, художниками, архитекторами и учеными, из Италии были вывезены толпы парфюмеров, ювелиров, портных, мастеров лепных украшений, садовников и т. д. Итальянская роскошь заполонила Францию. Современники отмечали, что по всему королевству строились громадные здания, общественные и частные; их покрывали позолотой — и не только потолок и стены внутри, но и кровли, башни... Употребление всеми сословиями столовой серебряной посуды возросло до такой степени, что пришлось издать приказ об искоренении этих излишеств. Все хотели иметь чаши, кубки, кувшины, ложки по меньшей мере из серебра. Что же касается сеньоров и крупных торговцев, то они были недовольны, если принадлежащая им всевозможная серебряная посуда, как столовая, так и кухонная, не позолочена, а у иных имелась в большом количестве даже посуда из массивного золота. Платье и образ жизни также стали куда пышнее, чем раньше.

Пятьдесят лет спустя после смерти Людовика XI Францию нельзя было узнать. Элегантные отели и здания в стиле «ренессанс» воздвигались повсюду на берегах Луары, в Париже и его окрестностях, в больших городах — Амбуазе, Блуа, Шалоне, Шамборе, Фонтенбло и др. Они красовались среди мрачных остатков старинных замков, воздвигнутых в стародавние времена для войны и защиты. Франциск I пригласил во Францию знаменитого

[177]

флорентийского мастера чекана по металлу Бенвенуто Челлини. Во Франции окончил свои дни сам Леонардо да Винчи (1519).

Ренессанс во Франции был и возрождением античной науки, философии, литературы и сказался прежде всего в изучении древних языков. Замечательным филологом был Гильом Бюде (1467— 1540) — знаток греческого языка, на котором он писал, подражая стилю древних. Математик, юрист, историк и филолог, он издал в 1506 г. аннотацию к Пандектам, обнаружив критическое чутье большого историка. В 1514 г. появилась его работа о римском ассе (монете), в которой он стремился показать, как научное исследование такого частного вопроса может привести к пониманию целой культуры.

Другим выдающимся гуманистом был Лефевр д’Этапль (1455—1537). Он был учителем Бюде в области математики, Его трактаты по арифметике и космографии создали во Франции школу математиков и географов. Между 1490 и 1517 гг. он опубликовал комментарий к произведениям Аристотеля, но всегда оставался верен своему учителю Николаю Кузанскому. В противоположность итальянским гуманистам, его интерес к вопросам морали и права поставил его во враждебное отношение к католической ортодоксии. В 1512 году он издал комментарий к «Посланиям» апостола Павла, где он призывал к непосредственному изучению источников христианской веры — (ad fontes) и формулировал учение об оправдании верой, а не добрыми делами. Это был мечтательный и тишайший гуманист, реформатор, собравший вокруг себя своих учеников (Бюде, Ватабль, Руссель, Фарель и др.).

Лефевр д’Этапль был, однако, своего рода исключением. Французское Возрождение и французская Реформация пошли различными путями. В целом Возрождение сохранило свой первоначальный светский и аристократический дворянский характер. Быть может, поэтому огромное значение в смысле собирания гуманистических сил во Франции сыграла королевская власть. Легкомысленный и блестящий Франциск I покровительствовал ученым, литераторам, художникам; его знаменитая сестра Маргарита была сама поэтессой и деятельницей французского Возрождения.

Наиболее крупным философом XVI века был Мишель де Монтень. Он высказал мысль о важной роли опыта в познании, тем самым поставив под сомнение церковные догматы. В своих знаменитых «Опытах» он с позиций скептицизма пересмотрел все средневековое мировоззрение, покоящееся на непререкаемых авторитетах и отрицании ценности мирской жизни. Однако не только в гносеологии, но и в морали Монтень опередил свой век. Он проповедовал эпикурейскую этику, хотя и афишировал покорность церкви. Взгляды Монтеня оказали огромное влияние на все последующее развитие философии вплоть до XVIII в.

[178]

Мишель де Монтень. Гравюра на фронтисписы сочинений Монтеня

В истории французского Возрождения следует отметить одно важное событие: основание при Франциске I Французского коллежа (College de France). Это была свободная и открытая ассоциация ученых, пропагандировавших одни и те же взгляды а противовес старой Сорбонне, защитнице ортодоксального католицизма. Франциск I долго колебался и, наконец, решив открыть такое учреждение, пожелал поставить во главе его крупнейшего гуманиста XVI в. Эразма (1517). Но Эразм отказался, и Бюде совместно с парижским епископом Этьеном Понше и исповедником Гильомом При предложили основать институт греческого языка в Милане (1521). Но Милан скоро был утерян для Франции, и Бюде с большим трудом удалось уговорить короля открыть в Париже учебное заведение, где изучались бы три древних языка (1530). Против греческого языка сильно возражала Сорбонна, ви-

[179]

дя в нем корень лютеровской ереси. Вначале College de France назывался коллежем королевских лекторов при Парижском университете. В 1546 г. он располагал уже тремя кафедрами греческого языка, двумя еврейского, тремя кафедрами математики, одной кафедрой медицины, одной — философии и одной — латыни. С 1547 г. прибавились кафедры восточных языков.

Знание греческого языка и культуры развивалось очень быстро во Франции. К 1547 г. были изданы почти все греческие классики. Еврейский язык изучался наряду с классическими языками. В Фонтенебло была основана огромная библиотека, и в 1540 г. была предпринята первая научная экспедиция на Восток — в Грецию и на острова Малой Азии с целью розыска античных рукописей и вообще памятников древности.

XVI век — это также время создания литературного французского языка, время расцвета французской литературы и поэзии Ренессанса. Достаточно назвать имена Вийона, Ронсара, Рабле. Эти блестящие имена навсегда вошли в историю не только французской, но и мировой культуры.

[180]

Цитируется по изд.: История Франции. (отв. ред. А.З. Манфред). В трех томах. Том 1. М., 1972, с. 177-180.