Мануфактуры (ВИ, 1958)

Организация капиталистической промышленности происходила путём подчинения мелких предприятий торговому и ростовщическому капиталу, или путём превращения мелкого производителя в капиталиста. Купец (или несколько связанных между собой торговыми сделками купцов) доставляет сырьё в промышленные центры и продаёт его городским или деревенским ремесленникам.

Купец скупает у ремесленников готовые изделия, организует их перевозку до места потребления и сбыт потребителям. Если ремесленник производит полуфабрикат, то купец покупает его и доставляет для дальнейшей переработки другому ремесленнику. Например, он покупает у прядильщика пряжу и доставляет её ткачу. Располагая гораздо большими, чем отдельные ремесленники, денежными средствами, полученными за счёт торговых прибылей, купец обычно предоставляет ремесленнику в случае необходимости и кредит. Особенно широко было распространено тогда кредитование ремесленника сырьём, так как ремесленники, находясь в условиях ожесточённой рыночной конкуренции, далеко не всегда располагали наличными денежными средствами, необходимыми для его приобретения.

Такое положение мелкого производителя-ремесленника и купца в процессе общественного производства влекло за собой установление экономической зависимости первого от последнего. Степень и конкретные формы этой зависимости были различны. Вначале ремесленник, сохраняя ещё полную собственность на своё хозяйство, начинал покупать сырьё у какого-либо одного купца, затем он попадал в долговую зависимость от купца, систематически получая от него в долг сырьё. При этом ремесленник обычно был обязан доставлять этому же купцу по определённой цене и изготовленные им изделия. Практически это означало, что ремесленник получал сырьё и изготовлял из него для купца определённые изделия на условиях заранее установленной оплаты. Такая форма зависимости ремесленников от скупщика была наиболее распространена в Западной Европе XVI века. Наконец, ремесленник принуждён был брать у купца во временное пользование орудия труда или же занимать деньги для их приобретения.

Это было заключительной стадией всего процесса: в данном случае ремесленник фактически уже полностью превращался в наёмного рабочего, получавшего заработную плату от скупщика. Возникала новая форма производства, при которой непосредственный производитель был фактически экспроприирован, лишён прав собственности на средства производства и подвергался капиталистической эксплуатации. Такая форма промышленного производства называется капиталистической домашней промышленностью. Таким образом, низшей формой капиталистической промышленности, той ступенью её развития, когда она ещё по форме сохраняла характер мелкого производства, была работа на дому — рассеянная мануфактура.

Эта форма капиталистического производства получает в XVI в. самое широкое распространение. Особенно быстро развивалась она в деревне, где отсутствовали цеховые стеснения. Выделявшиеся из массы сельского населения ремесленники в новых условиях экономической жизни обычно уже не имели возможности стать самостоятельными производителями; как правило, они сразу начинали работать на купца-скупщика, раздававшего им сырьё и скупавшего готовую продукцию, а иногда предоставлявшего и орудия труда, и таким образом фактически превращались в наёмных рабочих. Так в деревне возникали целые районы мелкого, но по своей социальной сущности уже капиталистического производства шерстяных тканей, льняных тканей, многих видов металлических изделий и т. д.

К такому же результату, но только более радикально, с меньшим сохранением старых хозяйственных форм, приводил и другой процесс, когда капиталистом становился один из ремесленников. Разбогатевший ремесленник расширяет свою мастерскую, затем начинает экономически подчинять себе других мелких производителей, выступая организатором мануфактурного производства.

Следующей ступенью развития капиталистических отношений является изменение уже самого производственного процесса, когда явственно обнаруживается присущая капитализму тенденция к созданию крупного производства. Капиталист-предприниматель, выдвинувшийся из среды купцов-скупщиков или разбогатевших ремесленных мастеров, объединяет работающих на него ремесленников в один производственный коллектив. Возникавшие таким образом капиталистические предприятия были двух видов — менее развитые предприятия, основанные на простой кооперации, в которых отдельные рабочие выполняли однородную работу, и более развитые, основанные уже на разделении труда (при сохранении ручной ремесленной техники). Предприятия этого второго типа представляли собой централизованную мануфактуру. В ней уже проведено разделение труда, как мощное средство повышения производительности труда, и отдельные рабочие специализируются в выполнении определённых производственных операций. Уже в рассеянной мануфактуре отдельные работники, несмотря на свою пространственную разобщённость, были связаны разделением труда — сообща под руководством предпринимателя работали над производством одного продукта, получая от предпринимателя сырьё или полуфабрикат и отдавая ему изготовленные продукты. Иногда некоторые стадии изготовления продукта переносились в мастерскую, где наёмные рабочие работали в одном помещении под руководством предпринимателя. Чаще всего в таких мастерских выполнялись заключительные операции по производству данного вида изделия, например сборка деталей часов, произведённых отдельными работниками у себя на дому. Такого типа мануфактура является смешанной.

В более развитой мануфактуре — централизованной — этот элемент раздробленности производства был уже полностью устранён. Все рабочие или во всяком случае большая часть их были собраны в одном помещении и работали бок о бок под руководством предпринимателя или его приказчиков.

Мануфактура была ведущей формой капиталистического производства в первый период развития капитализма — с XVI в. вплоть до промышленного переворота, происшедшего в Англии во второй половине XVIII в., а в других западноевропейских странах — в XIX в. Особенно это относится к централизованной мануфактуре. Объединение рабочих в одном помещении позволяло провести между ними детальное разделение труда и ввести многочисленные усовершенствования в технологию производственного процесса и орудия труда. В частности, особое значение имело то обстоятельство, что в связи с широко проведённым разделением труда внутри мануфактуры происходит дальнейшая детализация рабочих инструментов, что подготовило почву для последующего развития машинной техники в период промышленного переворота.

В отдельных отраслях промышленности степень развития капиталистического производства и его конкретные формы были различны. С точки зрения этих различий в темпах и формах развития капитализма выделяются разные сферы промышленного производства, частично взаимно перекрещивающиеся.

Наиболее интенсивно развитие капитализма происходило в тех отраслях промышленности, в которых наблюдалось значительное усложнение и удорожание средств производства. К числу таких отраслей принадлежали горнорудная промышленность, металлургия, некоторые металлообрабатывающие производства, кораблестроение. Сюда же должны быть отнесены и некоторые более мелкие производства, в которых применялись механические двигатели или сложное оборудование, — шёлкомотальное производство, изготовление бумаги, книгопечатание, изготовление пороха и т. д.

Во всех этих отраслях разрушение мелкого хозяйства ремесленников-собственников было результатом не только их вовлечения в развитие товарного производства, но также результатом технического прогресса. Новая техника в этих отраслях уже не могла быть использована в рамках мелких хозяйств отдельных ремесленников. Поэтому здесь должны были развиваться сравнительно более крупные капиталистические предприятия, имевшие необходимое количество рабочих и оборудование, соответствовавшее требованиям новой техники. Рабочие на этих предприятиях были вооружены качественно новыми средствами производства, в состав которых входили даже примитивные механические двигатели. Особенно широко использовалось в то время водяное колесо. Поэтому значительное число этих предприятий — металлургических, металлообрабатывающих и др.— помещалось в удобных для устройства плотин местах по берегам рек и носило название «мельниц». В английском языке название «мельницы» (mill) для обозначения различных промышленных предприятий удерживалось очень долго и частично сохранилось до наших дней.

Размеры этих капиталистических предприятий были в подавляющем большинстве случаев очень невелики. Лишь отдельные предприятия в горном деле, судостроении, частично металлургии и металлообработке (особенно производство вооружения) имели более сотни рабочих. Однако в этих предприятиях уже явственно обнаруживаются отдельные элементы техники и организации крупной капиталистической промышленности последующего времени, так как в них не только было проведено разделение труда, но и применялись примитивные двигатели и машины, хотя и в таких мануфактурах главную роль продолжал играть ручной труд.

Несколько медленнее развивался капитализм в другой группе отраслей промышленности — в тех отраслях, которые были втянуты в производство на широкий рынок, но ещё полностью сохранили ремесленную технику. К этой сфере промышленного производства относилось в передовых западноевропейских странах производство очень значительной, вероятно, даже большей части изготовлявшихся тогда шерстяных и шёлковых тканей, высококачественных льняных тканей, многих металлических изделий, дорогих кожаных изделий, большей части предметов роскоши и т. д. В общей сложности все эти отрасли давали основную часть промышленной продукции на широкий рынок.

Складывавшееся в этих отраслях капиталистическое производство всё ещё базировалось на ручной ремесленной технике и не имело поэтому тех технических преимуществ сравнительно с мелким ремесленным производством, которые имели крупные капиталистические предприятия, например горнорудной или металлургической промышленности. Поэтому мелкое хозяйство ремесленников оказывалось здесь гораздо более устойчивым и медленнее уступало своё место крупному капиталистическому производству. Ремесленники беднели, попадали в зависимость от торгового капитала, а всё же очень значительная их часть не разорялась полностью, но продолжала вести самостоятельное хозяйство.

Особенно устойчивым было мелкое производство ремесленников в старых городских центрах, в которых господствовал развитый цеховой строй. Цехи с их уравнительной регламентацией препятствовали возникновению капиталистической промышленности или, во всяком случае, ограничивали это развитие очень узкими рамками. Поэтому капиталистическое производство развивалось главным образом в деревне и в недавно образовавшихся городах, в которых цехи и традиции цехового производства не имели такой прочной основы. Так, например, во Фландрии в таких прославленных ранее центрах шерстоткацкой промышленности, как Брюгге и Гент, в XVI в. сохранялись старые формы организации промышленности. Новые же формы промышленности развивались преимущественно в деревне и в новых городах.

Иными в этой группе отраслей промышленности были не только темпы развития капиталистического производства, но и его конкретные формы. Так как в условиях господства ручной ремесленной техники крупное производство не имело существенных технико-производственных преимуществ перед мелким, то развивавшаяся в этих отраслях капиталистическая промышленность частично ещё продолжала сохранять характер мелкого производства или же представляла собой переходные формы от мелкого производства к крупному и лишь в некоторой своей части достигла той ступени, на которой слагаются уже крупные централизованные предприятия.

Медленнее всего развивался капитализм в производстве, рассчитанном на местный ограниченный рынок. Здесь отсутствовало одно из главнейших условий развития капитализма — товарное производство, основанное на широком общественном разделении труда. Основная масса ремесленников в данной сфере промышленного производства вплоть до промышленного переворота, а частичной после него сохраняла положение мелких производителей-собственников.

Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 29-33.