Пропаганда (НФЭ, 2010)

ПРОПАГАНДА (от лат. propagare – распространять) – распространение и внушение взглядов, идей, мнений с целью позитивно или негативно настроить аудиторию (любого состава – от нескольких человек до масс и даже общества в целом) и стимулировать ее реакции в желательном направлении. Термин «пропаганда» появился в 18 веке и толковался как пропаганда веры, для чего Ватикан учредил специальную конгрегацию пропаганды. В эпоху формирования социалистических и рабочих, а затем коммунистических партий конца 19–20 веков пропаганде политических идей революционных и впоследствии правящих социалистических и коммунистических партий придавалось исключительное значение. Г.В. Плеханов, а затем В.И. Ленин отличали пропаганду от агитации – первая должна носить систематический разъяснительный и воспитательный характер, вторая служит быстрой и эффективной ситуативной мобилизации приверженцев простыми и яркими лозунгами, не подвергающимися непосредственному анализу и критической оценке. Пропагандой присущих им взглядов, идей, целей занимались и занимаются политические партии, ассоциации и неполитические организации (экологические, творческие и пр.), но в тоталитарных режимах 20 века пропаганда стала государственной задачей и была поручена специальной сети партийно-правительственных учреждений, обеспеченных специально обученными кадрами. Такая сеть охватывала все слои общества, предприятия, учреждения, учебные заведения, армию и т. д. (см. Тоталитаризм). Просветительская пропаганда позитивных знаний (научных, технических, производственных, культурных) принципиально отличается от идеологической и политической пропаганды, она может и должна иметь общественно значимые функции и соответствующее содержание, но так же как политическая пропаганда может оказаться и чисто манипулятивной по самой технике интеллектуального принуждения, т.е. служить цели вытеснения одних представлений и убеждений и замещения их другими, навязывания мнений и стереотипов поведения. Крайние формы такой пропаганды с подавлением ее критического восприятия – демагогия, шантаж, стимуляция индивидуальных и массовых идеологических неврозов и психозов (охоты на врагов, шовинизма и пр.).

Неполитическая пропаганда может также принимать превращенные, хотя в основном безвредные формы. Она легко переходит в сферу повседневности (пропаганда стиля жизни, спорта, различных форм досуга и т.п.) и в рекламу, которая вся строится по принципам пропагандистского внушения так же как и распространение различных видов моды.

Общая тенденция современной пропаганды – относительное сокращение ее политических форм и расширение неполитической пропаганды.

И.И. Кравченко

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 366.

Литература:

Lasswell Н.D., Lettes N. The Language of Politics. Studies in Quantitative Semantics. N. Y., 1949;

Smith B.L. Propaganda. – International Encyclopedia of Social Sciences. N. Y., 1968.