Схоластика (Фролов, 1991)
СХОЛАСТИКА (греч. scholasticos— школьный) — средневековая «школьная философия», представители которой— схоласты — стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античной философии (Платона и особенно Аристотеля, взгляды которого С. приспосабливала к своим целям). Большое место в средневековой С. занимал спор об универсалиях. Исторически С. разделяется на несколько периодов: для ранней С. (11 —12 вв.) характерно влияние неоплатонизма (Эриугена, Ансельм Кентерберийский). В пору «классической» (зрелой) С. (12— 13 вв.) господствовал «христианский аристотелизм» (Альберт Великий, Фома Аквинский). Представители поздней С. (13—14 вв.) выступали против томизма (Дуне Скот), противопоставляя ему теорию двойственной истины. Под ударами философии Возрождения С. утратила доминирующие позиции в идеологии. Происходившие позднее (15— 16 вв.) споры между католическими (так называемые неосхоластики, испанский иезуит Ф. Суарес) и протестантскими (Ф. Меланхтон) богословами в конечном счете отражали борьбу католической церкви против Реформации. С этой идейной борьбой некоторые западные авторы связывают расцвет схоластической философии. В последующие вв. С. теряет свое былое влияние, испытывая разрушительное воздействие со стороны передовых учений философии нового времени (Декарт, Гоббс, Локк, Кант, Гегель и др.). С 19 в. начинается оживление схоластики, которая в настоящее время объединяет различные школы католической философии.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 445.