Аутизм (Кондаков, 2007)

АУТИЗМ (от греч. auto — сам). Теоретический конструкт, введенный Э. Блейлером (Блейлер Э. Аутистическое мышление. 1911; Одесса, 1927), служащий для объяснения генезиса шизофрении, характеризующийся состоянием погруженности в мир внутренних представлений и переживаний, а также неспособностью к контакту с окружающим миром. Индивид уходит из социального мира в мир уединения, одиночества. При этом внешний мир теряет свою привлекательность, предметная связь сохраняется, но при доминировании эмоциональной пустоты. Мышление становится нелогичным, мало контролируемым, импульсивным, приобретает сно-подобную форму. Для внешнего наблюдателя создается впечатление, что индивид отгорожен от других стеклянной стеной, игнорирует окружающий его социальный мир и живет в эмоциональном и духовном одиночестве. Первоначально Э. Блейлер трактовал это состояние как характерный симптом, присущий исключительно шизофрении. Но в дальнейшем стал рассматривать его в более широком контексте, как проявление нереалистического мышления. Было обнаружено, что если у шизофреников в данном состоянии отсутствует эмоциональный отклик, то аутичные невротики страдают от одиночества. Также аутизм свойствен депрессивным пациентам, у которых на первый план выходят переживания стыда, вины, греха и пр. Данное состояние может проявляться и при органических нарушениях, а также возникать (в некоторой степени) и у нормальных индивидов. В современных биохимических исследованиях обнаружено, что предвещать такие психические расстройства, как аутизм и замедленное умственное развитие, может избыток в крови новорожденного некоторых биологически активных веществ, в частности белков из группы факторов роста нервов. Виды. В настоящее время выделяется несколько видов аутизма: психогенный аутизм представляет собой реакцию на серьезные эмоциональные фрустрации в раннем детстве; синдром Аспергера, который встречается преимущественно у мужчин, представляет собой психопатию с доминирующим интеллектуализмом и недостаточной эмоциональностью; в синдроме Каннера (Kanner L. Autistic disturbance of affective on tart //Nerv. Child. 1943, 2, p. 217-250), или раннем детском аутизме, происходит манифестация шизофренического процесса. В этом случае основными признаками выступают отграничение от внешнего мира, страх перед изменениями, нарушение интеллекта и языкового развития; соматогенный аутизм вызван повреждениями головного мозга в раннем детстве или морфологическими заболеваниями; псевдо-аутизм является результатом тяжелых форм слабоумия или нарушений органов чувств, прежде всего слуха. Терапия. В качестве одного из методов лечения раннего детского аутизма используется игровая терапия аутичных детей.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 46.

Литература:

Schopler Е. (Ed.) Social Behaviour in Autism. N. Y.: Plenum, 1986;

Stromgreme E. Autism // European Journal of Psychiatry. 1987, 1, 2;

Башина В. M. Ранняя детская шизофрения (статика и динамика). М.: Медицина, 1980;

Каган В. Е. Аутизм у детей. Л.: Медицина, 1981.

Понятие: