Ремесло и мануфактуры [в эпоху Эдо]

Форма для производства бумаги,
погруженная в бадью с бумажным раствором

РЕМЕСЛО И МАНУФАКТУРЫ. Как и в других доиндустриальных обществах, первыми видами промышленной деятельности были ткачество и окраска тканей вместе с организацией торговли тканями.

Особое внимание следует уделить производству предметов роскоши, которая в эту эпоху японской истории достигла своего расцвета. Ткачи Нисидзина, мастера работы с лаком, бронзой, гончары, а также производители бумаги (поразительно разнообразие и качество бумаги, производимой в Японии) создают предметы исключительного качества, отвечающие требованиям двора и военной аристократии.

Однако эта продукция ремесленников совершенно не была представлена во внешней торговле страны до начала XIX века, преобладало сырье.

Тоётоми Хидэёси взял под свой контроль золотые и серебряные прииски по всей территории страны; Токугава продолжили ту же политику. Япония XVII века была одним из основных производителей драгоценных металлов, особенно много их добывали в шахтах острова Садо. Но со следующего века добыча стала снижаться, что привело к некоторой нехватке серебряных монет в обращении, и тогда на смену пришла добыча меди. Обогащение меди в Осаке осуществлялось в местах, более похожих на фабрики, чем на ремесленные мастерские.

Богатство португальцев в Японии в основном основывалось на импорте шелка-сырца из Китая, за который японцы платили серебром. Достижения в разведении шелковичного червя, которых Япония добилась в XVIII веке, позволили ей стать самостоятельной в этой области. Крупные центры ткачества располагались в Киото, в квартале Нисидзин, где ткалась парча, но подобные центры обнаруживаются также в Хаката (Кюсю), Асикага, Уэда на востоке Японии.

Хлопчатобумажные ткани производились главным образом на Кюсю (Курумэ, известный также особым видом ткачества и окраски индиго) и в районе Осаки. Окраска индиго развивалась в Токусима, остров Сикоку. Это была базовая окраска хлопчатобумажных тканей.

Гончарное дело, одно из первых ремесел в доиндустриальных обществах, переживало в эпоху Эдо значительный подъем благодаря созданию или расширению многочисленных печей. Новый импульс развитию ремесла был дан корейскими ремесленниками, привезенными в страну в результате военного похода Тоётоми: керамика Кутани, Арита, Киёмидзу, Сэто, Тобэ. Наряду с керамикой повседневного использования следует отметить увеличение произведений искусства, связанное с распространением чайной церемонии и круга любителей чая. Такая посуда стала основой благосостояния гончаров Бидзэн или Хаги; они почитались как самые великие мастера. И — невероятная вещь в Китае — такие ученые, как Огата Кэндзан (1663—1743), не боялись взяться за глину.

Лаковые предметы были известны в Японии начиная с эпохи Яёи; их производство концентрировалось в районах Вакаяма, Вадзима, Мориока.

Другие районы, как владения клана Маэда, специализировались на выращивании лекарственных культур и изготовлении из них препаратов.

Поддерживаемые развитием печатного дела, небывалого роста достигли грамотность, убранство домов и производство бумаги.

Эпоха Эдо была мирным временем, но тем не менее высшую ступень в обществе занимали воины, которые должны были носить два меча. Мастерство японских кузнецов достигло высшего совершенства. Совсем немного времени заняло у них освоение производства мушкетов по образцу привезенных португальцами, и они составили наиболее известную часть ремесленников. Мечи были одним из предметов экспорта в Китай с эпохи Средневековья. Предметы повседневного пользования, утварь из железа, особенно чайники и котелки, создали репутацию Мориока. Техника татарафуки, обогащение железа кислородом с помощью огромных мехов, позволяла получить сталь очень высокого качества.

Некоторые особенно доходные виды деятельности поощрялись во владениях, которые без колебаний покровительствовали мануфактурам. Наиболее часто встречающимся способом было установление монополии на какой-то вид деятельности на всей территории владения. Право на подобное производство передавалось нескольким семьям ремесленников-торговцев.

В эпоху Эдо некоторые группы ремесленников, литейщики, плотники, изготовители черепицы, зеркальщики, лекари, художники, прорицатели, борцы сохраняли особые отношения с императорским двором в Киото. Например, дом Мацуги был патроном литейщиков.

Целая отрасль ремесла была оставлена для маргиналов: естественно, к ней относилась и работа с кожей, так как она предполагала соприкосновение с трупами животных, а также изготовление всех видов обуви, кожаных сандалий, что естественно, а также сандалий из дерева и рисовой соломы. Хотя ремесленники и подвергались дискриминации, но продукцию, что они делали, никак нельзя было отнести к некачественной.

Углежоги, поставляющие древесный уголь, имели не слишком хорошую репутацию, вероятно потому, что подолгу жили в диких местах. Однако их продукт относился к группе самой первой необходимости в эпоху, когда каменный уголь не использовался и в стране, не знавшей кирпичного или каменного очага. В деревянных домах только этот вид топлива позволял согреться без излишнего риска. Большие города представляли собой обширный рынок.

Можно было бы сказать о всех корпорациях ремесленников, но, пожалуй, самыми представительными были работающие по дереву. Большие города постоянно строились не только потому что увеличивались, но также из-за пожаров. Плотники, которые выполняли также функции архитекторов, занимали, пожалуй, особое место.

Масе, Ф. и М. Япония эпохи Эдо / Франсуа и Миеко Масе. – М., 2013, с. 138-142.