Патриции (СИЭ, 1967)
ПАТРИЦИИ (patricii, от лат. pater - отец) - родовая аристократия в Древнем Риме. Первоначально патрициями называлось, по-видимому, все коренное население Рима, входившее в родовую организацию и противостоявшее плебеям. Согласно традиции, патриции составляли сначала 100, а затем 300 отцовских родов и образовывали римский народ (Populus Romanus Quiritium). Родовую аристократию патриции составили после выделения из рода знатных патриархальных семей, члены которых стали претендовать на лучшую часть военной добычи (земля и рабы), на монополию вступать в сенат, становиться военачальниками и т. д. Уже в царскую эпоху они противостояли зависимым клиентам, плебеям и рабам.
С конце 6 века до н.э., в период формирования классового общества и государства, патриции превращаются в господствующий класс-сословие Римской республики. Они обладали всеми гражданскими и политическими правами, главным из которых являлось замещение высших магистратур. Экономической основой могущества патрициев было их исключительное право на пользование общественной землей (ager publicus). Привилегированное положение патрициев привело к борьбе против них плебеев, продолжавшейся с начала 5 века по начала 3 века до н.э. В ходе этой борьбы было создано государственное устройства Римской республики, плебеи были включены в состав Populus Romanus и уравнены с патрициями во всех правах. К началу 3 века до н. э. верхушка патрициата и плебса, слившись, образовали нобилитет. Среди нобилей патрицианского происхождения в политической жизни Древнего Рима особую роль играли представители родов Валериев, Клавдиев, Корнелиев, Фабиев, Эмилиев, Юлиев и др.
В эпоху империи возник новый патрициат, составивший привилегированную часть сенаторского сословия; в него входили выдвинутые императорами уроженцы Италии и провинций.
Проблема происхождения патрициев принадлежит к числу спорных, что прежде всего объясняется противоречивостью источников. Немецкий историк Б. Нибур видел в патрициях коренное население, составлявшее искусственно образованную гентильную организацию. Поддерживая идею родовой патрицианской общины, русский ученый Д. Л. Крюков впервые разработал вопрос о социальных и религиозных различиях между патрициями и плебеями. Сторонники этнической теории, видевшие в патрициях пришельцев, завоевателей, считали их или этрусками (немецкий ученый И. Куно и др.) или италиками (итальянский историк Дж. Оберцинер и др.). Немецкий историк Э. Мейер полагал, что патриции выделились в результате имущественной дифференциации внутри римской общины. Венгерский историк А. Альфёльди считает патрициев потомками тех, кто составлял конное войско римских царей. Советские историки исходят при исследовании вопроса о патрициях из оценки Ф. Энгельса, рассматривавшего патрициев первоначально как древнейшее население Рима, жившее в условиях естественно сложившейся родовой организации, и как родовую аристократию после выделения из рода знатных патриархальных семей.
И. Л. Маяк. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.