Панисламизм (СИЭ, 1967)

ПАНИСЛАМИЗМ - религиозно-политическая идеология, оформившаяся в последней четверти 19 века. В основе панисламизма лежат представления о том, что ислам обеспечивает наднациональную и надклассовую общность и что политическое объединение мусульман под главенством халифа важнее всех других государственных и политических объединений.

В условиях империалистической экспансии и формирования на Востоке капиталистических отношений панисламизм имел целью сохранение независимости феодальных государств и создание таких мусульманских политических центров и политических объединений, которые могли бы закрепить господство феодалов и противостоять колонизаторам. Панисламистская трактовка джихада содержала призыв к единству мусульман в борьбе против вторжения иноверцев, а призыв к «возрождению» чистоты раннего ислама отражал идеализацию доколониальных общественно-политических порядков. Таким образом, в панисламизме отразились попытки соединить, как писал В. И. Ленин, "...освободительное движение против европейского и американского империализма с укреплением позиций ханов, помещиков, мулл и т. п." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 166 (т. 31, с. 127)).

Первым идеологом панисламизма был Джемаль-ад-дин аль-Афгани. В трактате «Опровержение материалистов» и в статьях в газете «аль-Урват аль-вуска» («Надежная опора»), издававшейся им в 1884 году в Париже совместно с M. Абдо, Джемаль-ад-дин на первый план выдвигал облеченные в религиозную форму просветительских и освободительных идеи, сближавшие панисламизма с буржуазными антиколониальными течениями. Вместе с тем Джемаль-ад-дин ориентировался то на иранского шаха, то на турецкого султана, надеясь с их помощью создать объединение мусульманских государств.

Приспособление панисламизма к задачам антиколониальной борьбы способствовало распространению панисламизма среди патриотически настроенной мелкобуржуазной мусульманской интеллигенции. Однако содержавшаяся в панисламизме проповедь консолидации на основе ислама неизбежно приходила в противоречие с идеологией буржуазного национализма формировавшихся наций Востока, с идеями патриотического единства населения отдельных государств. В результате идеи панисламизма уже в начале 20 века сохраняют свое самостоятельное значение преимущественно как идеологическое оружие в руках феодалов и постепенно теряют антиколониальную направленность. Султан Абдул-Хамид II использовал панисламизм для оправдания захватнической политики Турции. Младотурки также стремились приспособить панисламизм к целям политической борьбы за укрепление и расширение турецкого государства, хотя в их идеологии панисламизм не играл самостоятельной роли.

Последним крупным проявлением антиколониального содержания панисламизма было движение халифатистов в Индии (см. Халифатское движение). После ликвидации халифата в Турции (1924) панисламисты поставили вопрос об избрании нового общепризнанного халифа. 1-й Международный конгресс халифатистов в Каире (1926), в котором участвовали представители всех мусульманских государств, кроме Турции, Ирана, Афганистана, высказался за создание мусульманского объединения, но ни этот, ни последующий конгрессы (1931) конкретных предложений о халифе не приняли.

В России панисламизм был использован после революции 1905-1907 годов в качестве основной идеологии в джадидизме как противопоставление лозунга единства мусульман интернациональной солидарности трудящихся в борьбе против царизма. После победы Октябрьской революции империалисты Запада, а также буржуазные националисты Средней Азии и Закавказья стремились сделать лозунги панисламизма знаменем контрреволюции.

Реакционные стороны панисламизма использовались империалистами накануне и во время 2-й мировой войны для раскола национально-освободительного движения народов Азии и Африки и сохранения империалистических позиций в мусульманских странах. Панисламизм используется империалистами на современном этапе с целью ослабления антиколониальной солидарности развивающихся стран Азии и Африки (например, попытки создать «исламский блок» под эгидой Англии и США). В целом панисламизм отрицательно сказывается на развитии общественной мысли в мусульманских странах, затрудняя формирование классового и национального самосознания.

Л. Р. Гордон-Полонская. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Литература:

Бартольд В. В., Халиф и султан, "Мир ислама", 1912, т. 1;

Смирнов Н. A., Совр. ислам, 2 изд., М., 1930;

Климович Л., Мусульманам дают халифа, (М.), 1932;

Климович Л., Ислам, 2 изд., М., 1965;

Гордон-Полонская Л. Р., Мусульм. течения в обществ. мысли Индии и Пакистана, М., 1963;

Полонская Л. Р., Литман А. Д., Влияние религии на обществ. мысль народов Востока, "НАиА", 1966, No 4;

Ali M., My life, Lahore, (1946);

Malik H., Moslem nationalism in India and Pakistan, (Wash.), 1962.

Понятие: