Рыцарство

РЫЦАРСТВО (от нем. Ritter - рыцарь) - социальная категория в странах Западной и Центральной Европы периода расцвета феодализма, охватывавшая всех светских феодалов (рыцарство в широком смысле) или же их часть (рыцарство в узком смысле). В широком смысле рыцарство было формой социального и юридического отграничения всех светских феодалов-воинов от остального общества. Такое отграничение способствовало формированию в дальнейшем единого сословия светских феодалов (см. Дворянство). Принадлежность человека к рыцарству обычно совпадала с его включением в иерархию вассалитета и с наличием у него земельного феода. Огромная роль военной функции класса феодалов в средневековом обществе обусловливала главенствующее место, которое занимала в жизни рыцарства война. Подавление восстаний крестьян и горожан, внутренние междоусобицы, захватнические экспедиции в другие страны (например, крестовые походы) - все эти военные акции занимали (в силу особенностей феодального государства) очень важное место в социальной деятельности рыцарства. Поэтому для включения в состав рыцарства было необходимо материальное благосостояние, достаточное для того, чтобы освободиться от непосредственного участия в производстве и обеспечить приобретение дорогого рыцарского вооружения (боевого коня, меча, щита, шлема и т. д.), а также хорошая физическая подготовка и закалка, обязательные в тяжеловооруженном конном войске (вес полной боевой выкладки рыцаря достигал 50 кг).

Посвящение в рыцари, символизируя принятие в состав привилегированного социального слоя, оформлялось особой процедурой, которая в своем сложившемся виде включала: торжественное опоясывание мечом, надевание шпор, символический удар рукой или плоской стороной меча по плечу (выполнялось старшим сеньором в присутствии его вассалов); демонстрацию воинской выучки вновь посвящаемого, а также его клятву перед лицом священника соблюдать требования рыцарской чести. Узаконенного письменного кодекса рыцарского поведения не существовало. Но, судя по сохранившимся текстам молитв рыцарей и позднейшим сочинениям, для рыцарства считались обязательными: верность сеньору, храбрость, презрение к опасности и любым тяготам, готовность защищать христианскую церковь и ее служителей, оказывать помощь сирым или немощным членам рыцарских фамилий; рыцарю должны были быть чужды скупость и расчетливость. Для поддержания высокого уровня военной выучки рыцарства устраивались турниры, которые были одновременно и средством распространения в обществе рыцарских идеалов, и главным видом развлечения членов господствующего класса. Характерной чертой сложившегося рыцарства был так называемый культ дамы - поклонение рыцаря избранной им знатной женщине, нередко замужней и занимавшей более высокое, чем рыцарь, социальное положение. Распространению «культа дамы» способствовали, с одной стороны, обеднение части рыцарства, стремление поправить свои дела выгодными браками, а с другой стороны - появление неудовлетворенности аскетизмом христианской морали.

В связи с тем, что для рыцарей считались обязательными такие моральные нормы, как смелость, верность своему долгу, благородство по отношению к женщине, термин «рыцарь» в новое время стал нарицательным для обозначения человека, наделенного этими достоинствами.

Рыцарство в узком смысле - мелкие светские феодалы, противостоящие знати. Употребление понятия «рыцарство» в широком и узком смыслах было неравномерным в различные периоды и в разных странах Европы. Эволюция понятия «рыцарство» сравнительно лучше изучена для Франции, Англии и Германии. Во Франции и прирейнских областях Германии социальная категория рыцарства появилась в 10 веке. Под рыцарством в это время здесь понимали конных военных слуг преимущественно свободного происхождения, широко использовавшихся королями и крупными феодалами. Включение в рыцарство в 10-11 веках не было связано с предоставлением юридических привилегий и не имело узаконенной формы. С конца 11 века под рыцарством во Франции начинают нередко подразумевать всех светских феодалов, а наименее состоятельных из них все чаще называют «мелкими рыцарями». Многие из них служили королям социальной опорой в борьбе против знати. В 13 веке рыцарство превращается в замкнутую наследственную группу. Доступ в рыцарство для неблагородных стал возможен лишь при специальном королевском разрешении, предоставлявшемся нередко за высокую плату. В 14 веке принадлежность к рыцарству становится тождественной включению в дворянство, а рыцарское звание постепенно утрачивает свою роль (формально оно было уничтожено во время Великой французской революции). В Англии процесс складывания рыцарства начался еще до нормандского завоевания 1066 года и особенно усилился после него. Рыцарями в это время здесь называли свободных землевладельцев из числа служилых людей короля. С конца 12 века в континентальных владениях Плантагенетов, с середины 13 века в самой Англии приобретение рыцарского звания становится правом и обязанностью всех, кто имел ежегодно 20 фунтов стерлингов и более земельного дохода (не исключая зажиточных свободных крестьян). Посвящение в рыцарство влекло определенные платежи и службы в пользу короля (см. Скутагий), что содействовало сохранению возможности доступа в ряды рыцарства для выходцев из других слоев. В то же время понятие «рыцарство» применялось в Англии и в узком смысле, обозначая субдержателей баронов, т. е. мелких и средних вотчинников, отличавшихся от баронов значительными особенностями в организации своего хозяйства, в своих судебных прерогативах и политической позиции (см. в ст. Великобритания). С 15 века рыцарское звание выступало как формальный атрибут приобщения к господствующему классу, не имевшему в Англии юридической замкнутости. В качестве одного из почетных званий оно сохранилось и в современной Великобритании. В средневековой Германии (к Востоку от Рейна) рыцарство появилось в 11 веке. В категорию рыцарства в это время входили мелкие свободные земельные собственники, служившие королю или князьям, а также зависимые министериалы-воины, включавшие людей как свободного, так и несвободного происхождения. Немецкие короли из династий Франконской и Штауфенов широко использовали зависимое и свободное рыцарство в борьбе за укрепление своей власти внутри Германии и в захватнических войнах вне страны (см. в ст. Германия). Ограничение доступа в рыцарство для лиц нерыцарского происхождения относится в Германии к середине 12 века. В 13 веке под рыцарством иногда подразумевались уже все светские феодалы (об этом свидетельствует, например, «Саксонское зерцало»). Но чаще рыцарство продолжало рассматриваться как низший слой в составе господствующего класса. В 14-16 веках, по мере развития огнестрельного оружия, военная роль рыцарства все более сокращалась. Не находя применения в феодальных армиях и не сумев приспособить свои хозяйства к росту товарно-денежных отношений, немецкое рыцарство все более разорялось и превращалось в контингент для вербовки наемников для других стран. В период Реформации так называемые имперские рыцари явились одним из элементов оппозиционного движения против засилья князей (см. Рыцарское восстание 1522-1523 годов). В течение 15-16 веков рыцарство начинает постепенно рассматриваться как низшая часть дворянства и в качестве самостоятельной категории исчезает.

В известном смысле были близки по своему положению к рыцарству сипахи в Османской империи и самураи в Японии.

В историографии наиболее горячо дебатировался вопрос о соотношении рыцарства с другими социальными категориями внутри класса феодалов. В противовес концепции М. Блока, согласно которой французское рыцарство уже с конца 11 века начинает охватывать всех светских феодалов, подменяя собой древнюю знать (nobilitas), в послевоенный период была выдвинута теория Л. Верье, рассматривавшего рыцарство и знать как различные и не сливающиеся группы вплоть до 13 века. Острая полемика идет вокруг происхождения немецкого рыцарства. Тогда как одни немецкие историки (К. Маурер, К. Амира, Г. Бруннер) подчеркивали преобладающую роль в складывании рыцарства несвободного министериалитета, другие (Г. Kapo, В. Виттих, Ф. Гекк) всячески оспаривали это мнение. Современные западногерманские историки (Т. Майер, Г. Данненбауэр, К. Босль, К. Любек) трактуют рыцарство в плане их общеисторической концепции исконного разделения общества на господ и несвободных, позволяющей говорить об изначальном существовании знати. Рыцарство, по их мнению, представляло результат смешения исконной знати с несвободным министериалитетом.

Ю. Л. Бессмертный. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ - СЛАВЯНЕ. 1969.

Литература:

Колесницкий Н. P., К вопросу о герм. министериалитете X-XII вв., в сб.: Ср. века, в. 20, М., 1961; Баткин Л. М., Флорентийские гранды..., там же; Бессмертный Ю. Л., Нек-рые проблемы социально-политич. истории... в совр. зап.-европ. медиевистике, там же, в. 26, М., 1964; Барг M. A., Буржуазная историография о социальной структуре ср.-век. общества, "ВИ", 1966, No 12; Bloch M., La société féodale, t. 1-2, p., 1940; Cohen G., Histoire de la chevalerie en France..., (P.), 1949; Boutruche R., Seigneurie et féodalité, (P., 1959); Gautier L., La chevalerie, P., 1960; Ritter J. P., Ministérialité et chevalerie, Lausanne, 1955; Ernst V., Die Entstehung des niederen Adels, В., 1916; Otto E. F., Adel und Freiheit im deutschen Staat des frühen Mittelalters, В., 1937; Bosi К., Die Reichsministerialität der Salier und Staufer, Bd 1-2, Stuttg., 1950-51.

Понятие: