Лютеранская церковь в России
ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В РОССИИ. Начало проникновения лютеран в Россию относится к 16 веку, вскоре после того как они появились на Западе. Евангелическо-лютеранская община в России существовала в Москве уже в 1559 году (известно имя пастора). Первое упоминание о сооружении в Москве лютеранской кирхи относится к 1576 году. Лютеранство считалось в России иностранной религией, поскольку объединяло членов нерусских этнических групп, иностранцев-эмигрантов и их потомков. До эпохи Петра I лютеранские общины не входили в сферу внимания русского правительства. С проведением петровских реформ курирование евангелическо-лютеранской церковью было поручено Юстицколлегии лифляндских, эстляндских и финляндских дел. Царствование Екатерины II (1762—1796) положило начало массовой эмиграции в Россию немцев лютеранского исповедания, которые основали на Волге свои колонии. В 1819 году высочайшим указом в Лютеранской церкви было установлено епископское достоинство и повелено учредить Евангелическую консисторию в С.-Петербурге. В 1832 году был издан устав ЕЛЦ. Число пробстских округов в Российской империи составляло: в Ингерманландии — 3, в Лифляндии — 8, в Эстляндии — 8, в Курляндии — 7, в Виленской губернии — 1, в саратовских колониях — 2, в немецких колониях Южного края — 2. Из всех консисториальных округов ЕЛЦ Российской империи два — Московский и Петербургский — включали в себя лютеранские общины внутренних губерний России. Высшей административной инстанцией служила Генеральная консистория в Санкт-Петербурге.
По национальной принадлежности лютеранское население распределялось следующим образом: в Петербургском округе насчитывалось 390 000 немцев, 133 000 финнов, 84 000 эстонцев, 26 800 латышей, 6200 шведов и 1000 лиц др. национальностей лютеранского исповедания. Московский консисториальный округ включал: 411 000 немцев, 3000 финнов, 21 000 эстонцев, 22 000 латышей, 600 шведов и 1000 лиц иной этнической принадлежности.
В советское время лютеранское население значительно сократилось в результате массовой эмиграции, депортации немецкого населения, а также в результате антирелигиозной политики советской власти. В целом, если в 1909 году число лютеран в стране составляло 1 094 344 человек, среди которых 84% немцев, в начале 1920 года — 1 136000, из которых немцы составляли только половину. Численность лютеранского духовенства снизилась со 190 человек в 1900 году до 8 церковных служителей в 1936 году. К концу 1937 года не существовало ни служащих в приходах пасторов, ни действующих приходов. Лютеранские церкви закрывались, священники и верующие подвергались репрессиям. В 1940 — 1950-х годах в России существовали братские лютеранские общины, не зарегистрированные органами юстиции. Верующие собирались по очереди в домах, читали Библию, молились. Братские общины способствовали возрождению ЕЛЦ в России, которое стало возможно с началом процессов либерализации общества и расширением внешних контактов России с другими странами Европы.
В настоящее время среди существующих в России конфессий к Лютеранской церкви принадлежат несколько крупных религиозных организаций: Евангелическо-лютеранская церковь (ЕЛЦ), Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии, отдельные религиозные общины и другие организации, зарегистрированные в органах юстиции. В 90-е годы существовала Единая Евангелическо-лютеранская церковь (ЕЕЛЦ), которая ныне прекратила свое существование. По данным Министерства юстиции, в настоящее время зарегистрировано 72 общины, принадлежащие к ЕЛЦ, и 28 общин, принадлежащих к Церкви Ингрии. Кроме указанных лютеранских церковных организаций в России действуют Миссури Синод и Висконсин Синод — американские лютеранские организации, которые ведут миссионерскую деятельность.
О. В. Курило
Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 203-204.