Кантианство (Ильичёв, 1983)

КАНТИАНСТВО, критицизм, 1) учение Канта. 2) Совокупность учений, примыкающих к учению Канта. Появление «критической» системы Канта вызвало ожесточённую полемику, в ходе которой сложилась группа его сторонников, популяризировавших и защищавших взгляды Канта от обвинений в иррелигиозности и политическом радикализме (И. Шульце, X. Шмидт, Г. Меллин, С. Мутшелле и другие в Германии, III. Вилле во Франции, М. Кинкер в Голландии). Кантианство проникает в историю философии (К. Хайденрайх, И. Громан, В. Г. Тенноман) и другие дисциплины: право (Г. Гуфеланд, Λ. Фейербах), историю (К. фон Роттек, позднее Ф. X. Шлоссер), протестантскую теологию и философию религии (И. Тифтрунк, X. Рёр, X. Паулюс). Первые представители кантианства сочетали взгляды учителя с элементами ходячих философских и религиозных воззрений. Более основательную переработку системы Канта осуществили К. Л. Рейнгольд, «Письма о кантовской философии» (1786—1787) которого способствовали распространению и усилению влияния кантианства, С. Век и другие, развивавшие кантианство в направлении более последовательного субъективного идеализма.

Начало 19 века, наряду с основной линией развития классической немецкой философии, даёт побочное направление, получившее название «полукантианства». Его представители Я. Фриз, В. Круг, Ф. Бутервек, позже Е. Апельт, Ф. Бенеке привносят в кантианство элементы «популярной философии» 18 века, «философии веры» Якоби и философии религии Шлейермахера, а также эмпирической психологии. Кантианство в их системах переосмысливается в духе идеалистического антропологизма и психологизма.

В середине 60-х годов 19 века кантианство перерастает в неокантианство, что сопровождается усилением критики Канта «справа», с позиций более последовательного идеализма. Всё развитие кантианства подчинено задаче устранения внутренних противоречий учения Канта за счёт выхолащивания материалистических и диалектических его элементов. Не представляя единой школы, кантианство существует ныне в виде тенденции, опосредствуясь различными «новейшими» влияниями. Его организационный центр — «Кантовское общество» (с 1904 года) и журнал «Kant-Studien» (с 1896).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Галич А., История филос. систем..., [кн. 2], СПБ, 1819, § 120—22 (библ. раннего кантианства);

Виндельбанд В., История новой философии, пер. с [нем.], т. 2, СПБ, 1913.

Понятие: