Абстракция (Ильичёв, 1983)
АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio — отвлечение), формирование образов реальности (представлений, понятий, суждений) посредством отвлечения и пополнения, т. е. путём использования (или усвоения) лишь части из множества соответствующих данных и прибавления к этой части новой информации, не вытекающей из этих данных. Результаты абстракции — образы реальности — обозначают обычно тем же термином «абстракция». Отвлечением упрощают, а пополнением усложняют образ реальности, причём основой обоих актов могут быть весьма общие принципы и даже теории. Например, первые эмпирические понятия о фигурах тел в наблюдаемом пространстве создают индуктивно (см. Индукция), отвлекаясь от всех индивид, свойств наблюдаемых тел, кроме их формы и размеров. Геометрический смысл этим понятиям сообщают за счёт их логической реконструкции, пополняя выделенные эмпирические свойства теоретическими свойствами непрерывности, неограниченной протяжённости, параллельности и прочего, т. е. всеми свойствами, которые необходимы для выражения чисто геометрия, истин (теорем).
В процессе отвлечения возможны два способа действия: рассмотреть что-либо как некую самодовлеющую реалию (т. е. выделить её основное, общие свойства, связи и отношения) или исключить что-либо из его естественной связи, из контекста, лишить основы и т. п. Оба действия дополнительны, оба — необходимые предпосылки исследования реальности, хотя акцент на том или ином из них часто определяет познавательное отношение к абстракции: либо, в первом случае, её рассматривают как средство постижения объективной сущности явлений, либо, во втором, указывают на субъективность абстракции, её односторонность, бедность но сравнению с конкретной реальностью (отсюда — «абстрактный» в одиозном значении поверхностного, умозрительного, формального и пр.). Однако названные способы действия сами по себе недостаточны для понимания того, каким путём получают правильные, научные абстракции. Для определения того, что нужно выделить, а что опустить, чтобы сформулировать верные утверждения об изучаемой реальности, необходимо рассмотреть цели, средства и объективные условия абстракции и, в особенности,— уточнить предпосылки, при которых свойства, включённые в результат абстракции, можно считать фактически независимыми от прочих свойств, посторонних для абстракции. Выяснение того, какие из рассматриваемых свойств являются посторонними,— это по существу главный вопрос абстракции. Отчасти он совпадает с вопросом о существенных свойствах в строго научной его постановке, т. е. о тех определимых свойствах объекта, которые способны полностью представлять (замещать) его в определенной гносеологической ситуации — в модели абстракции, что и является практическим подтверждением объективной правильности предпосылок абстракции.
Отвлечение от постороннего в процессе абстракции упрощает задачу познания. Однако научная абстракция предполагает не только умение упрощать ситуацию, отвлечение от посторонней информации, но и усмотрение в результатах отвлечения информации, необходимой для общего метода решения множества однотипных задач, предсказания последствий экспериментов, прогнозирования теоретической и практической деятельности и т. п. Результат научной абстракции — обобщённый образ, в котором определенная контекстуальная свобода сочетается с информационной полнотой, оправдывающей абстракцией для широкого класса типичных обстоятельств — области значения абстракции. Если такую область не удаётся найти, абстракция остаётся семантически бессодержательной. Если эта область слишком мала, абстракция может потерять статус научного закона. Нормальный случай — это локальный характер абстракции, когда она ограничена интервалом абстракции, т. е. информацией о свойствах возможных моделей этой абстракции, извлечённой из самой абстракции. Таков, в частности, случай основной абстракции теории, задание которых определяет одновременно все общие свойства возможных моделей этой теории, независимо от их онтологического статуса и индивидуальных особенностей, хотя обычное осмысление абстракции теории, включая её аксиомы, постулаты и др. принципы, как правило, идёт иным путём — интерпретацией в заведомо данных моделях. Типичный пример — осмысление решений обыкновенных дифференциальных уравнений или уравнений в частных производных как законов природы посредством предварит, выбора «краевых» условий.
Вопросы о существенном и постороннем, об общности и интервале абстракции часто решаются одновременно. Например, обобщение законов движения на область электромагнитных явлений «переводит» фактор конечности скорости материальных взаимодействий из постороннего (для классической механики) в существенный (для релятивистской механики), чем одновременно уточняются и границы применимости абстракции классической механики, в частности интервал её гносеологической точности. При этом выясняется, что отношения между абстракцией и опытом определяются не только характером моделей абстракции, но и метрической организацией опыта, поставляющего эти модели. Экстраполяция абстракции на новые модели нередко сопровождается улучшением измерительной техники, а повышение точности измерений рано или поздно приводит к границам экстраполяции.
Абстракции, применяемые к непосредственным чувственным данным, называются абстракциями первого порядка. Абстракция от абстракции первого порядка даёт абстракцию второго порядка и т. д. Познавательное значение могут иметь абстракции любого порядка, но особого доверия заслуживают абстракции, результаты которых могут быть осмыслены на материальных моделях. Такие абстракции называются реальными, остальные — идеальными (идеализациями). Важнейшей задачей научной методологии является осмысление абстракции высокого порядка через абстракцию более низкого порядка или замена идеальных абстракций реальными. Иногда это удаётся достичь изменением формализма теории, в которой используется та или иная идеальная абстракция, или же несущественными изменением её семантики.
Метод абстракции — это универсальный метод познания, логическая основа понимания природы и обществ, жизни — и в субъективном смысле, так как посредством абстракции «...мы превращаем всякую вещь в логическую категорию...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 131), и в смысле объективном, поскольку абстракция (категории мышления) есть «...выражение закономерности и природы и человека...» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 83). Наиболее развитой системой абстракций обладает математика, которая сама по существу является наукой об абстракции: они составляют её предпосылку, метод и предмет. Все другие науки (в той мере, в какой они пользуются математикой) заимствуют её абстракции для собственных методов исследования, описания и объяснения, но каждая наука добавляет к заимствованным абстракциям свои, только ей свойственные абстракции. Существуют абстракции, характерные для всех естественных и общественных наук и практики. Таковы, в частности, простейшие абстракции свойств, классов и отношений, абстракция одинаковости, отождествления, неразличимости, индивидуации и другие, необходимые как на первых шагах образования понятий, узнавания и классификации объектов познания, так и на всех уровнях формирования знаний о природной и обществ, жизни.
Классики марксизма-ленинизма подчёркивали роль абстракции как важнейшего средства социального познания (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 6 и В. И. Ленин, ПСС, т. 29, с. 152—53). См. Восхождение от абстрактного к конкретному.
M. M. Новосёлов.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Литература:
Энгельс Ф., Диалектика природы, M a p к с К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 20; Л е н и н В. И., Филос. тетради, ПСС, т. 29; Мировоззренч. и методологнч. проблемы науч. А., пер. с польск., М., 1960; Г о p с к и и Д. П., Вопросы А. и образование понятий, М., 1961; P о з о в Μ. Α., Науч. А. и её виды, Новосиб., 1965; P у з а в и н Г. И., О природе математич. знания, М., 1968, гл. 1; Я н о в с к а я С. А., Методологич. проблемы науки, М., 1972; Л а з а р е в Ф. В., А. и реальность, «Вестник Моск. ун-та. Сер. 8. Философия», 1974, № 5; S с h n е i d е г H. J., Historische und systematische Untersuchungen zur Abstraktion, Erlangen, 1970.