Монашество

МОНАШЕСТВО (от греч. monaxos - отшельник) - часть духовенства (черное духовенство в отличие от белого - не монахов), главным образом в христианстве (католицизме и православии), буддизме (где охватывает все духовенство).

Согласно учению церкви, монашеское состояние обязывает к аскетизму, в связи с чем вступающий в монашество дает обет бедности, послушания и безбрачия. Для принятия монашества требуется пройти испытательный срок (иноки, новиции). Посвящение в монашество сопровождается торжественным обрядом пострижения, символизирующим вступление «в рабство по отношению к богу». В знак «ухода от мира» постриженный принимает новое имя и облачается в особую одежду (часто черного цвета), некоторые монашеские ордена (например, иезуиты) разрешают ношение светской одежды. В организационно-административном отношении монашество строится по принципу церковной иерархии, возглавляемой в католической церкви - аббатом (приором), в православной церкви - игуменом.

Наибольшее распространение монашество имело в средние века. Помимо религиозного фанатизма, массовое распространение монашества объяснялось причинами социально-экономического характера: в условиях феодального землевладения с господствующим принципом майората монашество было нередко единственно возможным занятием для младших сыновей феодалов, а также для не имевших средств к существованию выходцев из других социальных слоев. В капиталистических странах часть монашества (особенно монахини) состоит из бессемейных, обездоленных, частью деклассированных элементов и представителей мелкобуржуазной интеллигенции.

Наиболее древней разновидностью монашества является отшельничество (анахоретство, от греческого anaxornsis - уединение), получившее распространение в раннем христианстве (было развито на Руси в 12-13 веках). С 1-й трети 4 века (на Руси с 10 века) появляется киновитство (от латинского coenobium) - совместное поселение монашествующих на основе принятия типизированных уставов и обетов. В дальнейшем монашество выступало часто в форме странничества, сохранившегося в некоторых странах до сих пор. В буддизме, брахманизме, православном христианстве большое распространение получило странничество с временными остановками странствующих монахов по монастырям. В католичестве организаторы монашества, особенно в 6 веке (Бенедикт Нурсийский), вели борьбу со странничеством монахов, установив строгое требование постоянного пребывания в определенном монастыре (stabilitas loci); это требование вызывалось главным образом тем, что к процессиям странствующего монашества присоединялись массы верующих и они нередко принимали характер народных антифеодальных выступлений, преследуемых церковью как ересь.

Католическое монашество является важнейшей опорой католической церкви и теснейшим образом связано с папством. В зависимости от задач, стоявших перед господствовавшим феодальным классом, создавались новые формы монашеских организаций (см., например, Духовно-рыцарские ордена, доминиканцы и Францисканцы). Острие их деятельности направлялось против всех общественных элементов, выступавших с оппозицией по отношению к феодальному строю и папству.

Тунеядство, паразитизм, развратная жизнь монашества делали его особенно ненавистным народу, который, борясь с феодальной эксплуатацией, выступал против монашества, резко обличали монашество также представители ранней буржуазной культуры. Пороки и невежество монахов стали излюбленной темой целого ряда сатирических, художественных произведений гуманистов и «просветителей».

Как в прошлом, так и в настоящее время монашество, как правило, стремится оказывать влияние на самые различные стороны мирской жизни - идеологию, политику, науку, воспитание, хотя монахи и объявляют себя отрешившимися «от мира», посвятившими себя всецело богу. Современное монашество, особенно католическое, все чаще выступает (ФРГ, Бельгия, Франция, Италия, Испания, Португалия, США, некоторые латиноамериканские страны) в новой форме - полумонашеских организаций мирян (лаикат), действующих под различными названиями («Мирской апостолат», «Апостолат молитвы»), а также братств, товариществ, союзов, создаваемых монашескими орденами, главным образом францисканцами, доминиканцами и другими, с целью поддержания и укрепления религиозной веры в массах и связанной с этим идеологии и политики современного клерикализма. По данным 1960-х годов, в католической церкви насчитывается около 140 тысяч монахов и 1 млн. монахинь (около половины их - в Западной Европе). В некоторых буддийских странах (до последнего времени) монашество составляло до 1/3 (а в отдельные периоды до 1/2) мужского населения.

Б. Я. Рамм. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.

Литература:

Карсавин Л. П., Монашество в ср. века, СПБ, 1912; Heussi K., Der Ursprung des Mönchtums, Tübingen, 1936; Besse Dom J. M., Les moines d'Orient, P., 1900; Berlière U., L'ordre monastique des origines au XII siècle..., P., 1921; Bochinger J. J., La vie contemplative, ascétique et monastique chez les Indiens et chez les peuples bouddhistes, Stras., 1831; Harnack A., Das Mönchtum. Seine Ideale und seine Geschichte, Giessen, 1895; Hervè-Bazin F. J., Les grands ordres et congrégations des femmes, P., 1889; Leclercq H. M., Génobitisme, (p.), 1911; Oman J. C., Mystics, ascetics and saints of India, L., 1903; Schwietz S., Das morgenländische Mönchtum, Bd 1, Mainz, 1904, Bd 2, Mainz, 1913, Bd 3, Mainz, 1938; Waddell L. A., Buddhism of Tibet, or Lamaism, L., 1895; Workman H. В., The evolution of the monastic ideal, L., 1913; Zöckler O., Askese und Mönchtum, 2 Aufl., Bd 1-2, Fr., 1897; Chadwick O. (ed.) Western asceticism, L., 1958; Schaefer T., De religiosis..., 4 ed., (Roma), 1947; Smolitsch I., Russisches Mönchtum. 988-1917., Würzburg, 1953.

Понятие: