Интеллект искусственный

ИНТЕЛЛЕКТ ИСКУССТВЕННЫЙ - 1) Условное обозначение кибернетических систем и их логико-математического обеспечения, предназначенных для решения некоторых задач, обычно требующих использования интеллектуальных способностей человека. 2) Совокупность функциональных возможностей электронно-вычислительной машины (компьютера) решать задачи, ранее требовавшие обязательного участия человека.

Этот термин следует рассматривать как метафору. Фактическое содержание теории интеллекта искусственного составляет теория программирования, включая иногда теорию самих компьютеров. Ныне на первый план выдвигается организация знаний в системах интеллекта искусственного, организация диалога человека и компьютера, создание систем гибридного интеллекта, объединяющих мыслительные способности людей, разделённых во времени и пространстве , с использованием информационно-вычислительной техники, адаптированной к каждому активному участнику подобной системы. Одна из областей приложения интеллекта искусственного - психология. В свою очередь в теории интеллекта искусственного используются психологические знания. В психологии рассматривается вопрос о наличии или отсутствии аналогии человеческой психики и интеллекта искусственного. Хотя в основе интеллекта искусственного лежит моделирование отдельных аспектов и свойств мыслительной деятельности человека, совпадение результативных характеристик функционирования компьютера и мышления человека не может расцениваться как принципиальное сходство рассматриваемых структур. Психологи пытаются методами машинного моделирования лучше понять, как происходит процесс мышления у человека, а также использовать машину для развития у детей новых умений, навыков мышления и исследования задач.

Психологические исследования интеллектуальной деятельности человека и диалогического общения его с машиной служат основой для поиска путей дальнейшего совершенствования компьютеров и наилучшего объединения творческих возможностей человека и формализованных процедур, реализуемых компьютерами.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 281.