Культ предков в Классическом Китае

Культ предков очень наглядно демонстрирует нам, каким образом китайская ментальность, будучи погруженной в континуум, стремится уйти от установления между человеческим и божественным, смертным и бессмертным, имманентным и трансцендентным тех непреодолимых барьеров, которые нам столь хорошо известны. Те разногласия, которые должны были возникнуть в XVIII в. между китайцами и миссионерами, между самими миссионерами и, наконец, между миссионерами и папством, знаменитая «распря по поводу ритуалов», источником которой явилась необходимость определить, носит ли почитание, воздаваемое предкам, религиозный характер (т.е. на языке миссионеров — суеверный) или же светский (т.е. оно призвано восстанавливать связи между поколениями), демонстрируют двойственность видения европейцами Китая.

В древние времена только монарх отправлял культ предков. Впоследствии его стали исповедовать крупные влиятельные семейства, прежде чем он завоевал широкие слои населения, вобрав в себя даосские и буддистские элементы. Его самой внушительной манифестацией остается культ императорских предков эпохи Тан. Этот культ просуществовал до упразднения империи в 1911 г. Император с большой торжественностью отправлялся в Храм императорских предков, где на самом видном месте находилось дощечка с именем основателя династии, а также дощечки, посвященные четырем последним родственникам монарха по восходящей линии. По смерти верховного правителя его дощечка, в свою очередь, входила в эту группу на правах четвертой, пятая же присоединялась к остальным, хранившимся в боковой часовне. Влиятельные семейства обычно имели часовню, служившую для почитания предков. Люди же невысокого сословия имели у себя на почетном месте в главной комнате дома алтарь, где хранилась дощечка, посвященная далекому предку, символизировавшему всех почивших в семье; зачастую эта дощечка дополнялась двумя другими, посвященными двум последним главам семейства (местами это практикуется и в наши дни).

Идет ли речь об императоре, вельможе или о простом человеке, схема культа предков остается той же самой. Предполагается, что вполне реальным или же символическим образом дух предков пребывает в таких поминальных дощечках и глава семьи исполняет перед этими дощечками, в присутствии членов своей семьи некоторое число ритуалов. Эти ритуалы, состоя из приношений, жертвенных возлияний и поклонов, гораздо реже из молитв и воззваний, совершаются или во время соответствующих праздников, или же по случаю семейных событий, к которым уместно привлечь внимание духов предков: брак, рождение ребенка, кончина, успех на экзаменах, продвижение по службе и т.д.

Конечно, убеждения каждого наделяют различным содержанием культ предков. Для ученых- конфуцианцев, которые не верят ни в реинкарнацию, ни в жизнь после смерти, семейный алтарь — это символ спаянности семьи и силы единения поколений. Для даосов, которые верят в некоторую форму посмертного существования души, дощечка явным образом представляет предков. Ее устанавливают и помазывают жертвенной кровью сразу после смерти человека. Смысл этого обряда не только в том, чтобы установить связь между живыми и мертвыми, но также и для того, чтобы не вызвать неудовольствия последних. Для буддистов, кроме того, характерно молиться перед дощечками, с тем чтобы обеспечить себе наименее тяжелую реинкарнацию. В большинстве случаев на семейных церемониях царит некое эклектичное смешение трех обрядностей.

Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, с. 215-218.

Понятие: