Религия (Фролов)

РЕЛИГИЯ (лат. religio — благочестие, святость) — специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил, при котором земные силы принимают вид неземных (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 20. С. 328). Марксистско-ленинское учение рассматривает Р. как исторически преходящую форму общественного сознания, выявляет основные факторы, определяющие ее существование на различных этапах развития общества. Возникновение Р. в первобытном обществе связано с бессилием человека перед силами природы, обусловленным низким уровнем производительных сил. В классово-антагонистическом обществе основной причиной существования Р. являются классовый гнет, несправедливые социальные отношения, нищета и бесправие масс, что порождает у них чувство отчаяния и безысходности, веру в то, что их тяжкое положение зависит от воли божьей, заставляющую все надежды возлагать на сверхъестественные силы. По словам Ленина, «бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п.» (Т. 12. С. 142). Выявляя наиболее глубокие причины возникновения и существования Р. в различных социальных условиях — социальные корни Р., марксистско-ленинское учение убедительно показывает, что они подрываются в результате общественных и экономических преобразований в процессе социалистического строительства и окончательно уничтожаются только в коммунистическом обществе. Р. имеет и гносеологические корни, под которыми понимаются специфические особенности человеческого сознания, делающие возможным формирование религиозных представлений, искажающих реальную действительность, существующие в ней отношения. Давая людям ложные жизненные ориентиры, перенося решение насущных проблем человеческого бытия в потусторонний мир, Р. тем самым закрепляет и увековечивает зависимость человека от внешних сил, обрекает его на пассивность, сковывает его творческие возможности. В классово-антагонистическом обществе она отвлекает трудящихся от активной борьбы за переустройство мира, мешает формированию их классового самосознания. Научный анализ Р. исходит из того, что она представляет собой сложное общественное явление, систему особых представлений, чувств и культовых действий, религиозных учреждений, объединяющих профессиональных служителей культа. Указанные элементы религиозного комплекса находятся в зависимости от социальных отношений, меняются с их изменением. Это отчетливо проявляется в современных условиях в процессе модернизации Р. под влиянием социального и научно-технического прогресса.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 387-388.

Понятие: