Урбанизация [в империи ацтеков]

Ацтеки построили свою столицу на крошечном острове озера Тескоко, площадь которого они увеличили, засыпав рядом болотистые участки. Он состоял из четырёх больших кампанов (кварталов), символизировавших четыре стороны света, и ритуального центра, считавшегося его сердцем, или пятым направлением на оси мира (жители Месоамерики верили в то, что только центр удерживает небо и землю вместе). Кварталы в свою очередь делились на более мелкие единицы, общины, или кальпультин. У каждого кальпулли имелись собственная центральная площадь, святилища, боги-покровители и административные здания, однако главные храмы находились в ритуальном районе Теночтитлана.

Из города Теночтитлана на сушу вело три главных дамбы-дороги и ещё три второстепенных; также их соединял двойной акведук, по которому из Чапультепека поступала пресная вода (озеро было солёным). Севернее проходила дорога на Тепейакак (Тепейак), западнее — дорога на Тлакопан (Такубу) и Чапультепек, а южнее располагались Истапалапа и Койоакан. Сеть каналов, пересекавшихся между собой под прямым углом, делила город на четыре квадранта плюс центр, являвшийся Священным районом. Каждый квадрант делился в свою очередь на четыре направления с серединой и собственным ритуальным центром. Город повторял сетчатую структуру Теотиуакана. Пирамиды и площади символизировали окружающие горы вулканической формы и плато, где располагалось озеро.

В Теночтитлане было три типа улиц: грунтовые дороги для пешеходов, глубоководные каналы для каноэ и улицы, по которым можно было как пройти по дорожке пешком, так и проплыть на лодке. Поскольку город был построен на озере, многие улицы пересекали глубокие каналы, через которые были перекинуты мосты, сложенные из деревянных брёвен.

Ацтеки старались добиться превосходства, включая стилистические особенности исчезнувших великих культур, и доказательство тому — Красные Храмы и церемониальные банкетки (скамьи вдоль стены). Красные Храмы находились на северной и южной стороне Великого храма. Их так назвали из-за блекло-красного цвета стенной росписи. Их строили на низком основании, и их стиль навевал воспоминания о Теотиуакане. Церемониальные скамьи не отличались от тех, которые стояли в сгоревшем дворце Тулы, свидетельствуя о тольтекском влиянии.

Существовало множество скульптур, которые систематически устанавливали во внутренних двориках и храмах. Многие были уничтожены в период Конкисты. Уцелевшие экспонируются в мексиканских музеях (см. главу 8).

Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 297-298.

Понятие: