Веротерпимость в Древнем Вьетнаме

ПОЛИТИКА И РЕЛИГИЯ: ВЕРОТЕРПИМОСТЬ . Вьетские политические хроники постоянно говорят о войнах с Тямпа, но они не рассказывают, с каким почтением относились государи Ли к главным божествам тямских земель, особенно к богине По Нагар. Ведь несмотря на то что династия Ли всегда осыпала милостями буддизм, императоры не забывали о невидимых сверхъестественных силах, и каждый всячески старался оставаться в мире с местными духами. Согласно «Собранию чудес и таинств земли Вьет», первым императорам династии Ли множество раз являлись различные духи и объявляли себя их покровителями. Дело в том, что присущие императорам духовные достоинства привлекали внимание местных божеств и побуждали их проявить себя, предоставить в распоряжение государей свою магическую силу. Из этой религиозной концепции вытекает целое политическое учение. Твердо веря в то, что сверхъестественные силы вмешиваются в дела людей, придерживаясь самых древних традиций анимизма *, императоры Ли пытались добиться того, чтобы их власть легитимизировалась и освящалась властью богов.

Начиная с XI века в Тханглонге строились многочисленные храмы и пагоды, которые существуют до сих пор. Страна вьетов покрылась «одеянием из храмов». Религиозным учреждениям оказывалось непрестанное императорское покровительство. Даже признавая, что правители Ли в политических интересах использовали религию как инструмент управления, нельзя отрицать искренности их буддийской веры и ее благотворного влияния на нравы в это время. Благотворительность вьетских императоров вошла в легенды. Рассказывают, например, что в 1055 году император Ли Тхань Тонг чрезвычайно суровой зимой велел бесплатно раздать пищу и одежду во всех провинциях и отдал половину денежных налоговых поступлений этого года на строительство двух монастырей.

Использованы материалы кн.: Швейер, А.-В. Древний Вьетнам. М., 2014, с. 22-24.

Примечания

Анимизм – вера в существование духов и в одушевленность природы.