Вопрос об унии
Вопрос об унии, особенно остро вставший в эпоху Палеологов и выразившийся реально в заключении трех уний, и долгие, бурные исихастские споры вызвали напряженную деятельность в области догматической и полемической литературы, которая и дала ряд представителей как среди сторонников, так и среди противников унии и исихастов. О некоторых из этих писателей уже речь шла выше.
К наиболее выдающимся сторонникам унии можно отнести трех писателей и практических деятелей в этом смысле: Иоанна Векка, умершего в конце XIII века, Димитрия Кидониса, жившего в XIV веке, и знаменитого деятеля XV века Виссариона Никейского.
Современник первого Палеолога и первоначально, как идейный противник сближения с латинянами, враг последнего, Иоанн Векк, занимая высокую церковную должность и противодействуя униатской политике Михаила VIII, навлек на себя его гнев и был заключен в темницу. По отзывам источников, это был выдающийся человек по уму и образованию. По словам одного греческого историка, Векк отличался “ученостью, долговременной опытностью и красноречием, могущими уничтожить церковный раскол.” [+1011] Другой историк XIV века называет его “человеком умным, питомцем красноречия и науки, наделенным такими дарами природы, как никто из его современников; ...по остроте же ума, беглости языка и знанию церковных догматов, по сравнению с ним все казались детьми.” [+1012] Но знакомство с сочинениями знаменитого писателя никейской эпохи Никифора Влеммида привело к изменению религиозных взглядов Иоанна Векка, который, став на сторону учения об “экономии,” сделался сторонником унии. Тогда Михаил VIII возвел его на патриаршую кафедру, которую Иоанн Векк, являясь всегда перед государем ревностным ходатаем за бедных и обиженных, и занимал до начала следующего столетия, когда Андроник II, порвав с унией, низложил его и заключил в темницу, где он и умер. Наиболее обширное сочинение Векка - “О единении и мире церквей древнего и нового Рима,” в котором автор старается доказать, что уже отцы древней греческой церкви признавали латинский догмат и что только позднейшие греческие богословы во главе с Фотием извратили их учение. Таким же образом обработана была Векком тема об “исхождении Святого Духа.” В этом же направлении он написал еще много богословских сочинений, одно количество которых обеспечивает за Векком первое место среди друзей Рима и Византии. Труды Векка являлись для позднейших приверженцев унии источником, из которого они черпали нужные им материалы. [+1013]
Живший в XIV веке Димитрий Кидонис [+1014] принадлежал к числу очень талантливых писателей времени Палеологов в области как богословия, так и риторики. Он родился в Фессалонике в самом начале XIV века и умер в начале XV, так что жизнь его длилась практически целое столетие. [+1015] В Милане он обстоятельно познакомился с латинским языком и литературой. Он жил в Фессалонике, Константинополе и на Крите. Ему было также пожаловано венецианское гражданство. Дни свои он закончил в монастыре. Кидонис принимал деятельное участие в религиозных вопросах и спорах эпохи, проявив себя сторонником сближения с Римом. В своих работах он имел перед громадным большинством своих современников то преимущество, что знал латинскую литературу и мог пользоваться западными учеными. Он был автором многочисленных сочинений по теологии, риторике и философии. [+1016] Трактат “Об исхождении Святого Духа,” опубликованный среди сочинений Кидониса, совершенно очевидно принадлежит не ему, а одному из его учеников - Мануилу Калекасу. [+1017] Кидонис перевел с латинского на греческий, среди прочего, знаменитое сочинение Фомы Аквинского “Summa Theologiae.” Этот перевод не публиковался. Католический автор писал по этому случаю: “Эти трудоемкие переводы, которые позволили Св. Фоме говорить на языке св. Иоанна Дамаскина, похоронены на столетия в пыли библиотек. Какова их судьба в будущем? Не найдется ли где-либо теолог, апостол, одновременно и томист, и эллинист, для распространения в греческой церкви доктринальных богатств, которые Кидонис сохранил для будущих времен? Не будет ли этот перевод “доктринальным гидом” унии церквей?” [+1018]
Среди речей Кидона можно отметить две, носящие “увещевательный” характер (συμβουλευτικοί), которые изображают угнетенное состояние духа константинопольцев перед лицом турецкой опасности. В них также идет речь о возможности эмиграции в Западную Европу и содержится призыв к грекам и латинянам объединить их усилия перед лицом общего врага. [+1019]
Однако самое большое значение для культурной истории XIV столетия имеет обширная переписка Кидониса. Большинство его писем не издано: из 447 напечатано только 51 письмо. Среди его корреспондентов можно отметить Мануила II (32 письма), Иоанна Кантакузена, с которым он был весьма дружен (11 писем), и большое количество других выдающихся личностей эпохи. [+1020]
До того момента, когда все его письма не станут доступными для изучения, [*121] нельзя ни представить себе полностью его биографию, ни составить полный список его сочинений. Более того, без внимательного и детального изучения этого нового материала история греческой цивилизации в два последних столетия существования Византии не может быть полностью изучена и адекватно оценена. Это изучение будет иметь значение не только для греческой цивилизации, но также прольет новый свет на культурные взаимосвязи между Византией и итальянским Возрождением, с которым Кидонис был так тесно связан. Один из лучших представителей итальянского Возрождения конца XIV века Колуччо Салютати написал Кидонису длинное и хвалебное письмо. [+1021]
Неопубликованная переписка патриарха Константинопольского Афанасия I, который при Андронике II Палеологе дважды занимал патриарший престол (1289-1293 и 1304-1310), очевидно, может дать много интересного материала для политической, религиозной и социальной ситуации в империи его времени. Такой вывод можно сделать на основании уже опубликованных образцов его писем. [+1022]
К числу сторонников унии принадлежал и знаменитый Виссарион Никейский, участник Флорентийского собора и позднее кардинал Римской церкви. Значение деятельности и личности Виссариона выходит далеко за пределы богословской литературы и будет оценено нами ниже при рассмотрении вопроса о Византии и Возрождении.
Партия противников унии выставила также писателей, не могших, конечно, пойти в сравнение с такими сторонниками унии, как Виссарион. Григорий (в миру Георгий) Кипрский, бывший патриархом при Андронике Старшем, главный, хотя и далеко не всегда достойный противник Иоанна Векка, человек “известный, - по словам источника, - ученостью,” [+1023] оставил несколько сочинений богословского характера, с попыткой решить с греческой точки зрения вопрос об исхождении Святого Духа. Большее значение имеют литературно-риторические произведения Григория. Марк Евгеник, митрополит Эфесский, известный уже участник Ферраро-Флорентийского собора, не подписавший акта унии, оставил несколько небольших, компилятивных произведений, иногда полемического характера, например, против Виссариона, которые делают его одним из выразителей национального греческого взгляда на унию. [+1024]
Наконец, последний крупный полемист Византийской церкви и первый Константинопольский патриарх под турецким владычеством Геннадий (в миру Георгий) Схоларий был хорошим знатоком богословия и философии. Он принимал участие в Ферраро-Флорентийском соборе, где он, являясь сторонником унии, перешел постепенно, особенно под влиянием Марка Эфесского, к ее убежденным противникам. Он был плодовитым писателем, разносторонним теологом и ученым, труды которого охватывали почти все области литературы. Он написал целый ряд полемических произведений. Философские работы Геннадия, возникшие из-за спора его с Гемистом Плифоном, на тему об аристотелизме и платонизме, роднят первого с представителями гуманизма и позволили одному греческому ученому, К. Сафе, назвать его “последним византийцем и первым эллином.” [+1025] Его “Жалоба о превратностях моей жизни” содержит исторические детали о жизни и сочинениях автора, а также о положении греческой церкви в первые годы исламского господства. Он написал также краткое историческое сочинение, “Хронографию,” опубликованную впервые в 1935 г. по авторскому списку. Хотя “Хронография” занимает только девять страниц печатного текста, она покрывает все годы от Адама до 1472 года. [+1026]
Примечания
[+1011] Georg. Pachymeris De Michaele Paleologo, V, 24. Bonn ed., vol. I, p. 403.
[+1012] Nicephorus Gregoras. Historia, V, 2, 5. Bonn ed., vol. I, pp. 128-129.
[+1013] См.: A. D. Zotos. Ιωάννης ό Βέκκος πατριάρχης Κωνσταντινουπόλεως Νέας Ρώμης. München, 1920.
[+1014] О венецианском гражданстве Кидониса см.: R. Loenertz. Demetrius Cydones, citoyen de Venise. - Echos d'Orient, vol. XXXVII, 1938, pp. 125-126.
[+1015] См.: G. Саттеlli. Demetrio Cidonio: Brevi Notizie della vita e delle opere. - Studi Italiani di filologia classica, N. S, vol. I, 1920, pp. 144-145; Кидонис родился между 1300 и 1310 гг. и жил до 1410-1413 гг.; R. Guilland. Correspondance de Nicephore Grégoras, pp. 325-327. Он датирует смерть Кидониса началом 1400 г.; M. Jugie. Demetrius Cydones et la theologie latine à Byzance aux XIVе et XVе siècles. - Échos d'Orient, vol. XXXI, 1928, pp. 386-387. Он утверждает, что Кидонис родился между 1310 и 1320 гг. и умер в 1399-1400 гг. Новейшая и наиболее детализированная биография - G. Cammelli. Demetrius Cydonès. Correspondance, pp. V-XXIV.
[+1016] См.: R. Guilland. Essai sur Nicéphore Grégoras, pp. 327-331.
[+1017] Это открытие было недавно сделано итальянским исследователем Г. Меркати. См.: M. Jugie. Démétrius Cydonès... Échos d'Orient, vol. XXXI, 1928, p. 385.
[+1018] См: E. Bouvy. Saint Thomas. Ses traducteurs byzantins. - Revue augustinienne, vol. XVI, 1910, pp. 407-408. См. также: M. Rackl. Demetrios Kydones als Verteidiger und Uebersetzer des hl. Thomas von Aquin. - Der Katholik. Zeitschrift für Katholische Wissenschaft und Kirchliches Leben, Bd. XV, 1915, S. 30-36; M. Jugie. Démétrius Cydonès... - Échos d'Orient, vol. XXXI, 1928, p. 148.
[+1019] См.: G. Cammelli. Demetrii Cydonii orationes tres adhuc ineditae. - Byzantinisch-neugriechische Jahrbücher, Bd. III, 1922, S. 67-76; Bd. IV, 1923, S. 77-83; 282-295.
[+1020] См.: G. Cammelli. Personaggi bizantini dei secoli XIV-XV attraverso le epistole di Demetrio Cidonio. - Bessarione, fasc. 151-154, vol. XXIV, 1920, pp. 77-108. Предварительный список опубликованных и неопубликованных работ Кидониса есть в следующей работе - G. Cammelli. Demetrio Cidonio. - Studi Italiani di filologia classica, N. S, vol. I, 1920, pp. 157-159. B 1930 году Каммелли опубликовал пятьдесят его писем с французским переводом и дал полный список 447-и его датированных и не датированных писем. См.: G. Cammelli. Démétrius Cydonès. Correspondance. См. также детальную рецензию на эту публикацию - V. Laurent. La Correspondance de Démétrius Cydonès. - Échos d'Orient, vol. XXX, 1931, pp. 339-354; Idem. Manuel Paléologue et Démétrius Cydonès. Remarques sur leur correäpondance. - Echos d'Orient, vol. XXXVI, 1937, pp. 271-287, 474-487; vol. XXXVII, 1938, pp. 107-124. G. Mercati. Per L'Epistolario di Demetrio Cidone. - Studi bizantini e neoellenici, vol. III, 1931, pp. 201-230; P. Charanis. The Greek Historica
[+1021] См.: Epistolario di Coluccio Salutati, a cura di F. Novati. Roma, 1896, vol. III, pp. 105-119 (письмо датируется 1396 годом).
[+1022] R. Guilland. La Correspondance inédite d'Athanase, patriarche de Constantinople (1289-1293; 1304-1310). - Mélanges Diehl: Études sur l'histoire et sur l'art de Byzance, vol. I, p. 121-140; N. Bănescu. Le Patriarche Athanase Ier et Andronic II Paléologue. Etat réligieux, politique et social de l'Empire. - Bulletin de la section historique de l'Académie roumaine, vol. XXIII, (I), 1942, pp. 1-29.
[+1023] Nicephorus Gregoras. Historia, VI, l, 5. Bonn ed., vol. I, p. 163.
[+1024] О Марке Евгенике см. прекрасную статью Л. Пети (L. Petit) в следующем издании - Dictionnaire de théologie catholique, vol. IX, 2, Paris, 1927, col. 1968-1986.
[+1025] С. Sathas. Documents inédits relatifs à l'histoire de la Grèce au Moyen Âge, vol. IV, p. VII et note 7.
[+1026] Сочинения Геннадия недавно были опубликованы в восьми томах: Oeuvres complètes de Gennade Scholarios, ed. L. Petit, X. A. Siderides, M. Jugie. Paris, 1928-1936. Среди недавних работ о Геннадии см.: M. Jugie. Georges Scholarios, professeur de Philosophie. - Studi bizantini e neoellenici, vol. V, 1939, pp. 482-494. Чувствуется срочная необходимость детального исследования биографии, деятельности и литературных сочинений Геннадия.
Васильев А.А. История Византийской империи. Тома 1,2.