Синтоистская мифология

Японская мифология, возникшая задолго до начала Средневековья, а тем более Нового времени, тем не менее, всегда оставалась важной частью японской культуры и самосознания. В период Эдо движения, имевшие целью возрождение синто, пользовались японскими мифами, собранными в таких текстах, как Кодзики, чтобы сохранить синто в качестве морального и духовного руководства японского народа.

Кодзики, самый ранний из сохранившихся в письменном виде японских текстов, повествует о сотворении Японских островов богами Идзанаги и Идзанами (братом и сестрой, мужем и женой). В нем рассказывается и о рождении ками, в частности Аматэрасу, богини солнца, от которой произошли японская императорская семья и соответственно весь японский народ. Повествование рассказывает о том, как Ниниги-но Микото, внук Аматэ-расу Омиками, был послан, чтобы установить власть над Японскими островами. Правнук Ниниги, Дзимму, стал, согласно повествованию, первым императором Японии. Считается, что все японские императоры происходят от этой священной династии, начинающейся с Аматэрасу. Говорят, что три регалии: зеркало, меч и яшмовые подвески, являющиеся символами императорской власти, — появились вместе с Аматэрасу, положившей начало традиции передачи этих символов каждому последующему правителю. В пору Средневековья и Нового времени (фактически вплоть до 1945 г.) текст Кодзики служил подтверждением законности власти императорской семьи. С происхождением богов было связано происхождение Японских островов и всего японского народа. Отсюда делался вывод о том, что земля Японии священна.

Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 251.

Понятие: